Прокопьева Е.Л.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Хакасский технический институт – филиал Сибирского федерального университета, Абакан, Российская Федерация evgenia-prokopjeva@yandex.ru
Предмет и тема. В статье проанализированы существующие подходы к определению сущности и оценки эффективности страхования как системы и как социально-экономического механизма. Проблема актуальна, так как пока не выработаны единые механизмы, регламентирующие такую оценку. Определять эффективность страхования необходимо не только для отдельной страховой компании, но и с позиции значимости страховой отрасли для экономики страны и конкретного региона. Цели. Всестороннее исследование методов и направлений оценки эффективности страхования, предлагаемых современными учеными, а также разработка структурированной схемы этой оценки, которая в комплексе учитывает методы и подходы, наиболее применимые в практике страховой деятельности. Методология. Использованы следующие методы научных исследований: сравнение и аналогия, экономический анализ, метод научной абстракции (индукция, дедукция), статистические методы, системный подход. Результаты. Изучены классические и современные теории эффективности страхования, выявлены их сильные и слабые стороны, проведено обобщение. Разработана схема оценки эффективности страхования, которая предусматривает разграничение микроэкономического и макроэкономического подходов. Наиболее важным является функциональный аспект оценки страхования. Однако необходимо учитывать отраслевой и рыночный подходы. Эти направления рассмотрены более детально, обоснована целесообразность их дальнейшего развития. Значимость. Значимость исследования состоит во всестороннем изучении проблемы оценки страхования с позиции его эффективности. Это важно для отдельной страховой компании в целях мониторинга результативности ее деятельности, а также для определения путей дальнейшего развития региональных страховых рынков.
Ключевые слова: эффективность страхования, страховая отрасль, страховой рынок, функции страхования, микро- и макроэкономическая оценка страхования
Список литературы:
Большунова Т.В. Критерии и показатели оценки социальной эффективности страхования // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2008. Вып. 10. С. 195–197.
Бланд Д. Страхование: принципы и практика. М.: Дело, 1998. 383 с.
Волкова И.А. Инвестиционная функция страхования: теоретическая зрелость и практическая применимость // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 4. С. 91–95.
Васюкова Л.К. Инвестиции как форма реализации предупредительной функции страхования // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. № 1. С. 29–39. URL: Link.
Герасимова И. Страховой рынок России: фас и профиль // Консультант. 2008. № 5. С. 56–65.
Гребенщиков Э.С. В ответе за развитие страхового рынка // Финансы. 2006. № 9. С. 43–47.
Жилкина М.С. Государственное регулирование страхового рынка. М.: Экономистъ, 2002. 328 с.
Зернов А.А., Зубец А.Н. Системные исследования страхового регулировании. М.: Страховое ревю, 1997. С. 271.
Козлова О.Н. Региональные аспекты страховой защиты на примере страхового рынка Кемеровской области // Концепт. 2014. Вып. 2. URL: Link.
Мамедов А.А. Современное состояние финансово-правового регулирования страховой деятельности // Юрист. 2008. № 2. С. 18–21.
Носова Н.С. Лояльность клиентов, или Как удержать старых и привлечь новых клиентов. М.: Дашков и Ко, 2009. 192 с.
Орланюк-Малицкая Л.А. Методологические аспекты исследования страхового рынка России // Финансы. 2004. № 11. С. 54–59.
Прокопьева Е.Л. Life insurance in Russia: features of regional development // Экономика региона. 2015. № 1. С. 223–233.
Прокопьева Е.Л. Инвестиционный потенциал страховых организаций. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2008. 156 с.
Рыбаков С.И. Поиск оптимального механизма функционирования российского страхового рынка // Финансовый менеджмент в страховой компании. 2006. № 2. С. 35.
Райхельд Ф. Эффект лояльности: движущие силы роста, прибыли и непреходящей ценности. М.: Вильямс, 2005. 384 с.
Рябченко А.В. Оценка эффективности страховых компаний. SFA-подход // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2012. № 1. С. 97–106. URL: Link.
Сьюэлл К.,Браун П.Б. Клиенты на всю жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. 260 с.
Черевичко Т.В. Страховой рынок России: особенности развития / Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России: сборник трудов XV Международной научно-практической конференции. Казань: Казанский государственный университет, 2014. С. 435–439.
Шарапова С.А. Оценка эффективности управления сбытовыми каналами страховой компании на рынке промышленного страхования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 84–94.