Значение и функциональные особенности системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России в области науки и технологий
Наумова Л.В.аспирантка кафедры финансового менеджмента, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация larusinochka@mail.ru
Предмет. Управленческие процессы в системе субсидирования, обеспечивающие реализацию государственных программ Российской Федерации в области науки и технологий. Цели и задачи. Анализ системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России для выявления наиболее проблемных направлений государственного управления в данной области. Для достижения поставленной цели определен ряд задач: рассмотреть сущность и структуру ресурсного обеспечения социальных программ, ориентированных на научно-технологическую деятельность; провести сравнительный анализ источников финансирования мероприятий государственных программ в области науки и технологий; проанализировать распределение ресурсного обеспечения этих программ по методам реализации; определить концептуальные основы механизма субсидирования; идентифицировать и обосновать необходимость совершенствования наиболее важных подсистем механизма государственного управления при реализации государственных программ социально-экономического развития России методом субсидирования для разработки рекомендаций по его усовершенствованию; интегрировать дополнительную функцию ответственности сторон в подсистему софинансирования системы субсидирования проектов научно-исследовательской деятельности, способствующую достижению результативности показателей, включающих коммерциализацию результатов. Методология. Рассматриваются методологические и методические основы исследования ресурсного обеспечения государственных программ социально-экономического развития России, акцентированные на экономическом анализе субсидиарной деятельности прикладных научных исследований и разработок. Результаты. Систематизированы имеющиеся теоретические разработки и определены теоретические аспекты генерирования структуры системы субсидирования с координацией организационно-финансовых процессов. Даны определения понятий «система субсидирования», «субсидия на прикладные научные исследования и разработки». Построена система субсидирования в разрезе подсистем управляющей и управляемой процессом управления государственными финансами. Разработан алгоритм внедрения дополнительной функции ответственности сторон в подсистеме софинансирования системы субсидирования проектов научно-исследовательской деятельности. Выводы и значимость. Сделан вывод о расширении возможности ресурсного обеспечения государственных программ в части привлечения внебюджетных средств и о необходимости усиления методов контроля и мониторинга учета показателей привлеченных средств для финансирования государственных программ при реализации социально-экономической политики.
Ключевые слова: система субсидирования, управляющая подсистема, управляемая подсистема, подсистема софинансирования
Список литературы:
Суховей А.Ф., Голова И.М. Инновационные возможности как ресурс социально-экономических преобразований в РФ // Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 35–47.
Ситникова А.Ю., Кундыкерова А.Е. Структура ВВП в России // Экономика и социум. 2015. № 1. С. 638–641. URL: Link.
Лепский В.Н., Ивашкевич Т.В. Формы финансирования социальных программ в обществе // Cборник трудов конференции «Внутривузовская научно-практическая конференция магистров «Актуальные вопросы развития экономики». Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2014. С. 81–85.
Бексултанов К.Б. Субсидия как инструмент межбюджетного регулирования // Федерализм. 2010. № 2. С. 199–205.
Мильдзихов З.Т. Федеральный бюджет как механизм реализации государственных и муниципальных программ // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 11. С. 261–262.
Матерова А.А., Крюкова А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России // EUROPEAN RESEARCH. 2015. № 6. С. 24–26.
Наумов С.Н. Анализ и прогнозирование ресурсного обеспечения инновационного развития Российской Федерации // Сборник научных трудов ИМЭИ. 2015. № 2. С. 50–66.
Каркавин М.В. Организация планирования стратегического развития крупного города: программно-целевой подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1973–1978.
Яковлева Е.А., Гаджиев М.М. К вопросу управления эффективностью инновационной деятельности // Инновации. 2013. № 2. С. 107–116.
Печенкин В.Г. Методические аспекты оценки эффективности государственного субсидирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 2. С. 21–23.
Капицкая О.В. Субсидиарный механизм развития межбюджетных отношений // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 267–268.
Будько М.В., Гринкевич Л.С. Финансовое обеспечение инновационной деятельности в университете // Вестник ТГПУ. 2012. № 12. С. 124–126.
Маркина Е.В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. 2014. № 4. С. 23–32.
Фирулев О.В., Ерыгин Ю.В. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы»: первые результаты // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2015. № 1. T. 16. С. 268–275.
Гусева Т.С. Характеристика и основные тенденции развития российского законодательства о субсидиях // Право и государство: теория и практика. 2010. № 7. С. 38–41.
Пивоварова Н.В. Развитие методов субсидирования хозяйствующих субъектов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 8. С. 93–99.
Лисин Н.В., Рудник Б.Л. Направления и механизмы конкуренции за бюджетные средства в социально-культурной сфере Москвы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 31–47.
Иванова Н.Г., Цепа М.В. Теория бюджетного федерализма и российская практика // Вестник Финансового университета. 2014. № 4. С. 54–63.