Волков И.И.кандидат экономических наук, ведущий специалист научной школы «Финансы», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация winner.06@mail.ru
Предмет. В качестве инструмента бюджетной политики оценивается бюджетное маневрирование, т.е. комбинирование различных способов сокращения государственных расходов. Цели. Разработка методологических положений и практических рекомендаций для менее болезненного сокращения государственных расходов с точки зрения динамики ВВП России путем использования его различных способов. Методология. Методологической основной работы являются формальная и диалектическая логика, использованные для выявления основных способов бюджетного маневрирования, дедукция и индукция, примененные при обосновании выявленных способов, математическая логика, задействованная в ходе анализа их воздействия на ВВП России. Предлагаются три способа бюджетного маневрирования – пропорциональный (т.е. секвестр расходов), точечный (урезание и/или закрытие государственных экономических программ), налоговый (воздействие на расходную базу при перераспределении налогового бремени). Аргументируется, что пропорциональный способ сокращения государственных расходов предопределяет непосредственное воздействие на совокупный спрос, точечный – на инвестиционный канал формирования ВВП, налоговый – на фискальные аспекты. Для пропорционального способа анализируется зависимость между изменением ВВП и изменением величины трат по основным направлениям расходования консолидированного бюджета, предлагаются наиболее и наименее приоритетные направления снижения расходов. Для точечного способа исследуется взаимосвязь между изменением ВВП и изменением расходов федерального бюджета по основным направлениям государственных программ, утверждается, что чем дальше во времени отложен положительный эффект от реализации соответствующей государственной программы, тем более обоснованным будет ее урезание. При анализе налогового способа определено, что перераспределение налогового бремени должно проводиться от налогов, более чувствительных к изменению ВВП, к налогам, менее чувствительным к изменению ВВП. Выводы. Применение бюджетного маневрирования в России может позволить провести сокращение государственных расходов с меньшим негативным влиянием на деловую активность. Область применения. Результаты работы могут быть использованы при формировании бюджетной политики Российской Федерации соответствующими органами макроэкономического регулирования, а также для дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса в научной среде.
Vegh C., Vuletin G. Social Implications of Fiscal Policy Responses During Crises // NBER Working Paper. 2014. № 19828. URL: Link. DOI: 10.3386/w19828.
Макарова А.Д. Введение корректировок в Федеральный закон о федеральном бюджете на 2015 год как способ обеспечения сбалансированности бюджета // Проблемы современной экономики. 2015. № 25. С. 142–145.
Бойко Н.Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. 2014. № 1. С. 4–7.
Jordà O., Taylor A. The Time for Austerity: Estimating the Average Treatment Effect of Fiscal Policy // NBER Working Paper. 2013. № 19414. URL: Link. DOI: 10.3386/w19414
Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015–2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12. С. 54–59.
Баландин С.А. Модели государственной финансовой политики в области диверсификации экономики // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 5. С. 66–73.
Механизм формирования антикризисного федерального бюджета Российской Федерации. Монография / под. ред. проф. В.А. Слепова. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 160 c.
Menzie Ch. Fiscal multipliers // The New Palgrave Dictionary of Economics. Steven N. Durlauf and Lawrence E. Blume (Eds). London: Palgrave Macmillan, 2013.
Швецов Ю.Г. Теория и методология бюджета как общественного достояния // Вопросы экономики. 2011. № 8. С. 106–114.
Schmitt-Grohe S., Uribe M. Optimal Simple and Implementable Monetary and Fiscal Rules // Journal of Monetary Economy. 2007. № 54. URL: Link.
Woodford M. Fiscal Requirements for Price Stability // NBER Working Paper. 2001. № 8072. URL: Link.
Minsky H. Stabilizing an Unstable Economy. New Haven: Yale University Press. 1986.
Аганбегян А.Г. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 142–151.
Пронина Л.И. Федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты в 2016 году – новый поворот российской бюджетной политики // Экономика и управление: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 3–11.
Бурлачков В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 240 с.
Сергеева М.И. Направления повышения эффективности управления бюджетами субъектов Российской Федерации // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2015. № 1. С. 210–212.
Осыченко В.А. Бюджет Российской Федерации. Проблема сбалансированности государственного бюджета // Молодые ученые. 2014. № 5. С. 82–86.
Auerbach A., Gorodnichenko Y. Output Spillovers from Fiscal Policy // NBER Working Paper. 2012. № 18578. URL: Link.
Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280–284.
Чеснокова Л.А., Яшина Н.И. Распределение налога на прибыль между федеральным и региональным бюджетами на основе коэффициента вариации // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 665–673.