Куликов Н.И.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация kulikov68@inbox.ru
Предмет. В статье рассматриваются причины и последствия значительного сокращения филиалов банковской сети: только за последние два года филиальная сеть сократилась на 15%. Рассматриваются главные элементы рынка банковских продуктов и услуг, операций с использованием интернет-банкинга или банковского мобильного приложения, т.е. отношения, возникающие между банком и клиентом. Цели и задачи. Раскрытие современного состояния и перспективы развития цифрового сервиса в банковской сфере. В соответствии с целью решались следующие задачи: анализ возникновения и развития банковских услуг в системе цифрового сервиса; конкурентные преимущества цифровых банковских услуг (интернет-банкинг, мобильный банк и др.) перед традиционными; перспективы и направления совершенствования цифровых банковских услуг. Методология. Применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике экономического и финансового обеспечения. Результаты. Внедрение интернет-банкинга служит важнейшим средством обеспечения стабильности функционирования банков, обеспечивает повышение эффективности банковского бизнеса и конкурентоспособности. Содержать крупную филиальную сеть банкам становится невыгодно, о чем свидетельствуют данные других стран: банки сокращают свои филиалы не только в России, но и в США, Европе и Азии. Выводы и значимость. Использование интернет-банкинга привело к сокращению операционных расходов самих коммерческих банков, что послужило основной причиной сокращения банковских филиалов. Тенденция продвижения онлайн-сервиса на рынок банковских услуг продолжается и по результатам 2016 г., скорее всего, усилится при сохраняющейся стагнации российского рынка.
Швед Д.Е. О понятиях «банковский продукт» и «банковская услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 56–64.
Данилин В.А., Барманова О.Р. Рынок банковских карт в Самарской области – проблемы и перспективы // Деньги и кредит. 2004. № 12. С. 18–21.
Киреева О.Л. «Банковская карта – прошлое, настоящее и будущее (гражданско-правовой аспект). URL: Link.
Кондрашов В.А. Тенденции развития банковских инноваций в современной России // Российское предпринимательство. 2012. № 8. С. 101–105.
Косой А.М. Современные деньги // Деньги и кредит. 2002. № 6. С. 42–52.
Крахмалев С.В. Современная банковская практика проведения международных платежей. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 208 с.
Куришев О.Ю. Банковские карты как важный элемент банковского розничного бизнеса // Банковский ритейл. 2007. № 1. С. 18–22.
Лукашок Ю.В. Российский рынок пластика: тенденции развития и перспективные продукты // Банковский ритейл. 2008. № 3. С. 12–16.
Лямин Л.В. Анализ факторов риска, связанных с Интернет-банкингом // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2006. № 5. C. 52–63.
Мацепуро Н.А. Принимаем к оплате «пластик» // Главная книга. 2009. № 9.
Панова Г.С. Инновации в банковском – бизнесе искусство банковских технологий // Современные банковские технологии: теоретические основы и практика / под ред. Н.Ф. Карпычевой. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 73–84.
Платежные и расчетные системы: международный опыт. Выпуск 3. Общее руководство по развитию национальной платежной системы. URL: Link.
Пухов А.В. Организация операционной работы по приему платежей физических лиц без открытия счета // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2007. № 5. С. 15–19.
Спиранов И.А. Правовое регулирование операций с банковскими картами. М.: ИнтерКрим-Пресс, 2000. 160 с.
Cohen B.J. Electronic Money: New Day or False Dawn? Review of International Political Economy, 2001, vol. 8, iss. 2.
Issing O. New Technologies in Payments A Challenge to Monetary Policy. URL: Link.