Левина В.В.кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и менеджмента, Тульский государственный университет, Тула, Российская Федерация vvl2004@mail.ru
Предмет и тема. В современных условиях при формировании региональных и местных бюджетов большое значение приобрели вопросы поиска дополнительных доходных источников и управления эффективностью расходов, что может быть реализовано с использованием инициативного бюджетирования. Цели. Разработка методик, позволяющих реализовывать технологию инициативного бюджетирования для проектов выживания и проектов развития. Методология. Применены общенаучные принципы системно-структурного и структурно-функционального анализа, при изучении особенностей инициативного бюджетирования и самообложения граждан использовались сравнительно-сопоставительный и диалектический методы, в сочетании позволяющие выделить общие и особенные черты данных технологий в контексте оценки их эффективности для финансирования бюджетных расходов. Результаты. Рассмотрены сущность инициативного бюджетирования, особенности применения соответствующих механизмов в Тульской области. Выполнено сравнение механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан. Проанализирован накопленный опыт по распределению средств регионального бюджета для софинансирования расходов в рамках инициативного бюджетирования, выявлены основные проблемы и недостатки используемого подхода. Предложены усовершенствованные методики отбора проектов, ориентированные на финансирование проектов, обеспечивающих расходы, необходимые для выживания и развития территорий, учитывающие сущностные различия двух данных групп проектов. Выводы и значимость. Применение предложенной методики дает возможность выявить сильные и слабые стороны инициативного бюджетирования, что позволяет сформировать обоснованные предложения по развитию механизмов инициативного бюджетирования, разделив субсидии из регионального бюджета, предоставляемые в рамках указанного механизма, на две группы и применять к ним различные методики отбора проектов, основанные на учете специфики расходов по «проектам выживания» и «проектам развития» и разных вариантов проявления инициативы населения в этих случаях.
Силуанов А.Г. Тучные годы остались в прошлом, сегодня нам нужно повышать качество работы с расходами // Финансы. 2014. № 1. С. 3–5.
Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 117–122.
Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 94–103.
Синкина А.А. Бюджет для граждан как инструмент открытого правительства // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 23. С. 120–133.
Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. 2015. № 12. С. 42–47.
Гаврилова Н.В. Зарубежные тренды в сфере партисипаторного бюджетирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 118–125.
Синкина А.А. Бюджет для граждан в Красноярском крае // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 27. С. 49–55.
Черкасова Ю.И. Самообложение граждан: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 221–230.
Егунов Э.В., Матаев А.С., Попкова А.А. Самообложение граждан, как механизм повышения эффективности решения вопросов местного значения в сельских поселениях // Академический вестник. 2014. № 3. С. 5–13.
Хвалёва Н.В. Формирование сбалансированного бюджета региона через целевые программы на примере республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 12. С. 306–310.
Шишкин О.В. Финансовые инновации и инновационное взаимодействие в региональном бюджетном процессе (на примере республики Татарстан) // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 244–246.
Куклин А.В., Гагаринов В.И., Ануфриев П.Н. Малое предпринимательство как фактор развития экономики сельских территорий Кировской области // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1. С. 938–941.
Шишкина К.Э., Круглова Е.Э. Анализ формирования и исполнения местного бюджета на примере бюджета Пермского края // Журнал научных и прикладных исследований. 2016. № 1. С. 61–63.
Зуйкина А.С. Межбюджетные отношения и финансовая автономия муниципальных образований в Пермском крае в условиях реализации реформы МСУ // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2012. № 3. С. 143–161.
Малкина М. Эффективность системы межбюджетного выравнивания в России // Общество и экономика. 2014. № 2-3. С. 118–134.
Мовсумов Н.М. Совершенствование методов планирования межбюджетных трансфертов в целях повышения эффективности межбюджетного регулирования // Проблемы экономики. 2010. № 4. С. 45–48.
Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. М.: Экономистъ, 2004. 248 с.
Левина В.В. Приоритетные направления реформирования местных финансов // Финансы. 2009. № 11. С. 29–32.
Зайцева О.О. Управление устойчивым развитием сельских территорий // Региональное развитие. 2014. № 3-4. С. 100–104.
Пропищин А.И. Взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений по вопросам передачи части своих полномочий // Общество и право. 2011. № 5. С. 62–66.
Казаковцева М.В. Методология оценки эффективности бюджетных расходов // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11. С. 145–152.
Левина В.В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне // Финансы. 2015. № 2. С. 14–20.
Лавров А.М., Домбровский Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. 2016. № 5. С. 16–27.