Карепина О.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация karepindima@mail.ru
Меликсетян С.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация m.s88@bk.ru
Предмет и тема. В настоящее время вопросы развития здравоохранения входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства, что является свидетельством достигнутого в обществе мнения относительно роли здравоохранения в социально-экономическом развитии страны. Одним из первоочередных направлений деятельности России является оптимизация финансовых ресурсов, направляемых на финансирование здравоохранения, и повышение эффективности и рациональности их использования. В статье представлена методология государственного внутреннего государственного финансового контроля в отрасли здравоохранения, предложена система показателей оценки эффективности расходования государственных финансовых ресурсов медицинской организацией. Цели и задачи. Раскрыть современное состояние государственного финансового контроля в отрасли здравоохранения. Поставлены задачи: исследовать внутриведомственный и внутрихозяйственный государственный финансовый контроль; детально рассмотреть специфику проведения внутреннего государственного финансового контроля и его методологию. Методология. Использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления. Результаты. Работа представляет собой комплексный обзор внутреннего государственного финансового контроля в отрасли здравоохранения. Представлена его методология; предложена система показателей оценки эффективности расходования ресурсов, которая может быть применена при государственном финансовом контроле с использованием аудита эффективности бюджетных расходов, а также при внутреннем контроле в процессе мониторинга. Выводы и значимость. Необходимо совершенствовать систему государственного финансового контроля, где ядром должен быть внутренний контроль и мониторинг с обязательными процедурами выявления, учета бюджетных рисков, факторов их проявления и использование методов их нивелирования, что будет способствовать достижению адекватного современным рыночным требованиям качества предоставления услуг медицинскими учреждениями и переводу системы государственного управления на уровень, отвечающий потребностям современного реформирования российской экономики.
Андреева О.В., Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Актуальные вопросы внедрения и развития преимущественно одноканальной модели финансирования медицинских учреждений // Финансовые исследования. 2015. № 2. С. 89–98.
Богославцева Л.В. Развитие теоретических подходов к разработке эффективной бюджетной политики // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1-1. С. 67–71.
Воронин Ю.М. О государственном (муниципальном) финансовом контроле // Финансы. 2014. № 6. С. 40–46.
Тарасов А.В. Сущность финансовой политики и ее место в системе государственной экономической политики регулирования экономических интересов // Экономические науки. 2015. № 8. С. 34–38.
Иванова О.Б., Папушенко М.В. Развитие системы внутреннего финансового контроля в субъектах Российской Федерации // Финансовые исследования. 2015. № 3. С. 98–106.
Муртилова К.М.-К. Государственный финансовый контроль как важнейший элемент управления бюджетными средствами // Актуальные вопросы современной экономики. 2014. № 4. С. 574–580.
Путина С.А. Финансовый мониторинг и контроль реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатной медпомощи: актуальные проблемы и направления развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-3. С. 605–610.
Суханов М.Л. Государственный финансовый контроль в сфере физической культуры и спорта // Государственный аудит. Право. Экономика. 2015. № 2. С. 102–107.
Барашев Э.А. Внутренний государственный финансовый контроль в сфере закупочной деятельности // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 20. С. 115–119.
Абузярова М.И. Формирование и развитие инновационной среды России // Экономические науки. 2016. № 2. С. 39–43.
Колесникова А.Ю. Правовая политика Советского государства в отношении инвалидов в 30-е гг. ХХ в. // Вопросы экономики и права. 2015. № 8. С. 17–20.
Гурвич Е., Прилепский И. Влияние финансовых санкций на российскую экономику // Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 5–35.
Бытева А.В. Контроль финансовой деятельности бюджетных учреждений здравоохранения // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 6. С. 60–69.
Аликова Е.С. Финансовый анализ и контроль за целевым и рациональным использованием средств в учреждениях здравоохранения // Дальневосточный медицинский журнал. 2001. № 1. С. 83–85.
Ахмедова И.Ш. Вопросы правового регулирования деятельности органов государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение // Право и экономика. 2011. № 5. С. 39–47.
Борисова Н.В. Финансовый механизм внутреннего контроля в бюджетной организации здравоохранения // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2011. № 29. С. 156–167.
Ахмедова И.Ш. Теоретические и организационные основы государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение // Право и экономика. 2010. № 11. С. 61–64.
Никитина Е.А. Внутриведомственный контроль за финансовыми отношениями лечебно-профилактических учреждений здравоохранения // Международная торговля и торговая политика. 2010. № 12. С. 46–53.