+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации в контексте обеспечения социальной справедливости

т. 22, вып. 31, август 2016

Получена: 07.07.2016

Получена в доработанном виде: 21.07.2016

Одобрена: 08.08.2016

Доступна онлайн: 30.08.2016

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Страницы: 15-31

Балынин И.В. ассистент департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация 
igorbalynin@mail.ru

Предмет. Международный опыт подоходного налогообложения на примерах Австрии, Германии и Люксембурга, некоторые исторические особенности, экономическое обоснование предлагаемой шкалы налогообложения доходов физических лиц. Особое внимание уделяетcя роли НДФЛ при формировании доходов региональных бюджетов в контексте сохраняющихся рисков их несбалансированности.
Методология. Исследование опирается как на общенаучные методы (анализ, сравнение, измерение), так и на специальные (экономико-математические и статистические).
Результаты. Восьмая часть работников (11,93%) получает заработную плату менее 10 600 руб., обложение налогом которой социально несправедливо. Для решения данной проблемы автором разработана и предложена прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц, опирающаяся не только на фискальную функцию, но и на достижение принципа социальной справедливости. Так, физических лиц с заработной платой до 10 600 руб. предлагается освободить от уплаты налога, до 17–25 тыс. руб. – ввести льготные ставки в 5 и 10%. Для доходов свыше 25 тыс. руб. рекомендуется оставить действующую налоговую ставку (в 13%), для обложения высоких доходов в зависимости от их уровня целесообразно и справедливо использовать налоговые ставки 15–19%.
Выводы и значимость. На текущем этапе развития российского государства, необходимо формирование современной налоговой модели, учитывающей вызовы мировой экономики, а также основанной на социальной справедливости и равенстве. Так, при введении предложенной прогрессивной шкалы налогообложения, принцип социальной справедливости, сформулированный Адамом Смитом, как один из основополагающих, снова будет выдвинут на первый план. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования для принятия конкретных решений по модернизации социально-экономических процессов специалистами органов государственной власти, применения студенческим и профессорско-преподавательским сообществом в рамках учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: НДФЛ, социальная справедливость, налоговая политика, налоговые доходы, прогрессивное налогообложение

Список литературы:

  1. Сергиенко Н.С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2006. № 11. С. 30–31.
  2. Игудин А.Г., Сергиенко Н.С. Повышение эффективности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2007. № 12. С. 22–24.
  3. Саранцев В.Н. Эффективность исполнения бюджета: методология оценки и обеспечения // Аграрный научный журнал. 2013. № 12. С. 96–100.
  4. Савельев А.А. Пути повышения доходной базы местных бюджетов // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 1. С. 236–240.
  5. Горлова О.С. Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Экономика и финансы. 2009. № 13. С. 38–42.
  6. Горлова О.С. Бюджетная политика Российской Федерации в области доходов бюджетов: совершенствование механизма реализации // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2. С. 431–435.
  7. Амбросьева Т.Г. Теория и практика управления эффективностью налогообложения в России // Сервис plus. 2007. № 4. С. 38–51.
  8. Писарева А.С. Социально-экономическая эффективность налогового планирования и налогообложения // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 9. С. 118–122.
  9. Ревякина Т.Ю. Достаточность и эффективность налогообложения как критерии стабильности развития налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2012. № 6. С. 55–61.
  10. Szarowská I. Personal Income Taxation in a Context of a Tax Structure. Procedia Economics and Finance, 2014, vol. 12, pp. 662–669. doi: 10.1016/S2212-5671(14)00391-8
  11. Tran-Nam B., Vu L., Andrew B. Personal Income Tax Reform in Australia: A Specific Proposal. Economic Analysis and Policy, 2007, vol. 37, iss. 2, pp. 163–186.
  12. Laganà G., Sgro P.M. A factor-augmented VAR approach: The effect of a rise in the US personal income tax rate on the US and Canada. Economic Modelling, vol. 28, iss. 3, pp. 1163–1169. doi: 10.1016/j.econmod.2010.12.007
  13. Idawati I. The Compliance Time Costs of Malaysian Personal Income Tax System: E-filers vs. Manual-filers. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 164, pp. 522–527. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.11.141
  14. Bessho S., Hayashi M. Economic Studies of Taxation in Japan: The case of personal income taxes. Journal of Asian Economics, 2005, vol. 16, iss. 6, pp. 956–972. doi: Link
  15. Суханова Е.В. Налогообложение доходов физических лиц в России и Японии: сравнительный анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 1. URL: Link.
  16. Шалина О.И., Токарева Г.Ф., Багаутдинова И.В. К вопросу о социальной справедливости, прогрессивной шкале налогообложения и институциональных «ловушках» // Налоги и финансовое право. 2015. № 8. С. 134–143.
  17. Еременко Е.А. Сущность принципа справедливости в налогообложении // Налоги и налогообложение. 2013. № 9. С. 676–688.
  18. Нигматулина Э.Ф. Принцип социальной справедливости в экономике и налогообложении // Инновационное развитие экономики. 2015. № 1. С. 36–41.
  19. Пансков В.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики // Финансы. 2015. № 2. С. 26–30.
  20. Грачев М.С. Эффективность и справедливость налогообложения в экономической теории и современной практике в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2012. № 3. С. 134–145.
  21. Ворожбит О.Ю., Уксуменко А.А. Реализация принципа справедливого налогообложения в налоге на имущество физических лиц // Налоги и налогообложение. 2016. № 2. С. 158–169.
  22. Морозова Г.В., Мигунова С.В. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц как способ реализации принципа справедливости в налогообложении // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 8. С. 198–202.
  23. Баженов А.А., Никерова Т.А. НДФЛ как инструмент повышения качества человеческого капитала региона // Налоги и налогообложение. 2013. № 12. С. 885–896.
  24. Изотова О.И. Налог на доходы физических лиц как инструмент реализации социальной политики государства // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 2. С. 119–122.
  25. Михайлик У.В. Пути реформирования налогообложения доходов физических лиц в современной России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1. С. 221–226.
  26. Михайлик У.В. Оценка фискального эффекта реформирования налога на доходы физических лиц // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 20–23.
  27. Костылева Л.В. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 3. С. 66–77.
  28. Савина О.Н., Савина Е.О. Болевые точки российской налоговой системы // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12-2. С. 79–81.
  29. Савина О.Н., Савина Е.О. Актуальные вопросы совершенствования нормативно-правовой базы в целях стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 725–739.
  30. Балынин И. Рейтинговая оценка субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов (на основе разработанной модели) // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3. С. 104–109.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала