Гринкевич Л.С.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и налогообложения, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация nasty_saturn@mail.ru
Банин С.А.кандидат экономических наук, руководитель курса повышения квалификации Высшей школы бизнеса, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация sbanin56@mail.ru
Предмет. Финансовые отношения в системе здравоохранения Российской Федерации. Тема. Формирование модели финансовых отношений – одна из ключевых проблем модернизации российской системы охраны здоровья граждан. И не только потому, что доминирующий вид финансирования является основной таксономической единицей, определяющей тип национального здравоохранения во всем его многообразии, но в основном потому, что от характера финансовых взаимоотношений зависит достижение целей здравоохранной деятельности – хорошее здоровье граждан, соответствие ожиданиям населения (отзывчивость) и справедливость финансового вклада. Цели. Разработать систему финансовых взаимоотношений, соответствующую мировым научным достижениям в области организации и финансирования здравоохранения и позволяющую достичь основных целей функционирования здравоохранения России. Методология. В процессе формирования финансовой модели использовались методы исторического, математико-логического, структурного анализа, методы группировки. Результаты. Сформирована социально справедливая, сбалансированная и экономически эффективная финансовая модель функционирования системы здравоохранения России. Область применения. Сформированная финансовая модель должна быть применена в здравоохранении Российской Федерации в связи с отсутствием научного сопровождения процесса реформирования финансовых отношений на современном этапе его развития, как в целом на страновом уровне (в первую очередь в целях формирования научных, концептуальных, методологических и методических подходов к финансовым отношениям в системе здравоохранения), так и на уровне регионов, в целях практической реализации предлагаемой модели финансовых отношений. Выводы. Здравоохранение Российской Федерации нуждается в формировании новой системы финансовых отношений, основанных на принципе баланса между формированием, распределением и использованием финансовых средств, обеспечивающих максимально возможное качество при достаточном объеме финансовых ресурсов и рентабельность медицинской организации, а также на принципе государственного управления процессом финансового обеспечения здравоохранной деятельности. Формируемая модель финансовых отношений должна быть обоснована с точки зрения возможности применения лучших достижений мировой и отечественной научной теории и практики, соответствовать законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Ключевые слова: одноканальное финансирование, процесс обеспечения финансовыми ресурсами, распределение финансовых средств, первичное здравоохранение, модель
Список литературы:
Комаров Ю.М. Пора камни собирать. Или о том, как разрушилась в стране социальная семашкинская модель здравоохранения. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 416 с.
Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 704 с.
Рагозин А.В., Кравченко Н.А., Розанов В.Б. Сравнение национальных систем здравоохранения стран, использующих «страховую» и «бюджетную» модели финансирования // Здравоохранение. 2012. № 12. С. 30–39.
Рагозин А.В., Кравченко Н.А., Розанов В.Б. Эффективность национальной системы здравоохранения: соответствует ли используемая модель финансирования здравоохранения объективным условиям страны // Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 5. С. 3–8.
Хабриев Р.У., Линденбратен А.Л., Комаров Ю.М. Стратегия охраны здоровья населения как основа социальной политики государства // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 3. С. 3–5.
Фадейкина Н.В. Особенности менеджмента в сфере здравоохранения // Сибирская финансовая школа. 2014. № 5. С. 22–30.
Кулагина Э.Н., Разумовский А.В., Полина Н.А. Преимущественно одноканальное финансирование – фактор эффективного управления в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2010. № 2. С. 32–38.
Васкес А.Х.Э., Васкес А.А.Э. Здравоохранение и вопросы его финансирования // Медицина неотложных состояний. 2014. № 3. С. 174–179.
Банин С.А. Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 3. С. 112–117.
Шапошников В.И. Современные проблемы экономики и финансирования в здравоохранении // Фундаментальные исследования. 2004. № 2. С. 105.
Коробкова О.К. Управление медицинскими услугами на основе одноканального финансирования системы здравоохранения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 4. С. 69–73.
Степкина Ю.А. Анализ моделей и способов финансирования здравоохранения и их развития в современных условиях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. № 1. Т. 6. С. 135–144.
Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. 431 с.
Моссиалос Э., Диксон А., Фигерас Ж., Кутцин Д. Финансирование здравоохранения: альтернативы для Европы. М.: Весь Мир, 2002. 352 с.
Комаров Ю.М., Власов В.В., Кравченко Н.А.и др. Основные положения Стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013–2020 гг. и последующие годы. URL: Link.
Солтман Р.Б., Буссе Р., Моссиалос Э. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2002. 272 с.
Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. 256 с.
Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Новая правовая культура, 2009. 816 с.
Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 600 с.