Чулков А.С.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация achulkov@mail.ru
Предмет. В настоящее время в связи с возросшими геополитическими рисками, волатильностью цен на энергоносители и колебаниями курсов валют особенно остро стоит вопрос повышения эффективности бюджетных расходов при помощи программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета. Предметом исследования является определение существующих проблем внедрения и использования бюджета на основе государственных программ в субъектах Российской Федерации. Цели. Формирование практических предложений по совершенствованию программно-целевого бюджетирования. Особое внимание уделено вопросам совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей механизм применения государственных программ, и внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Методология. Проанализированы основные проблемы качества исполнения государственных программ в регионах Российской Федерации и предложен авторский подход к объединению однотипных проблем. Кроме того, с помощью метода группировки выявлены основные виды путей решения проблем и повышения эффективности применения программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета. Результаты. Для наиболее эффективного практического повышения качества планирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации на основе программно-целевого принципа бюджетирования необходимо проводить комплекс мероприятий, связанных с интеграцией государственных программ в бюджетный процесс. Область применения. Проведенный анализ опыта зарубежных стран и первых результатов по повышению финансовой грамотности в России может быть полезен при практическом внедрении инструментов повышения финансовой грамотности на государственном и муниципальном уровнях. Выводы. Дальнейшее развитие программно-целевого принципа бюджетирования обладает исключительно положительными чертами для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и особенно актуально в условиях необходимости разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период.
Ключевые слова: региональные финансы, государственные программы, планирование бюджета
Список литературы:
Березкин Д.И., Захаров К.Е., Киракосян Р.М., Поверин М.В. Модернизация бюджетного законодательства в условиях перехода к программному бюджету // Финансовый журнал. 2013. № 1. С. 59–66.
Денисова И.П., Рукина С.Н. Оценка эффективности и результативности целевых программ при переходе к «программному бюджету» // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-2. С. 399–404.
Счастливцев С.В. Вопросы перехода к среднесрочному «программному» бюджету // Вопросы новой экономики. 2013. № 4. С. 90–96.
Тория Р.А. Финансово-правовые проблемы перехода к программному бюджету // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 102–105.
Чулков А.С. Особенности внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации // Экономика устойчивого развития. 2011. № 5. С. 96–99.
Бушмин Е.В. Программное будущее российского бюджета // Федерализм. 2014. № 4. С. 7–20.
Чулков А.С. «Бюджет для граждан» как метод повышения прозрачности бюджетной системы // Финансы. 2015. № 7. С. 18–22.
Лавров А.М., Бегчин Н.А. Проблемы и перспективы внедрения «программных» бюджетов // Финансы. 2016. № 4. С. 3–12.
Воробьева А.В. Анализ бюджетных расходов и перехода к программной структуре расходов федерального бюджета РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7. С. 37–40.
Смоляр М.Я. Совершенствование оценки эффективности и результативности при планировании программных расходов бюджета // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 82–88.
Чернышов М.М. Программный бюджет или запрограммированный тупик? // Самоуправление. 2013. № 10. С. 26–27.
Губанова Е.Е. О переходе на «программный» бюджет // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 300–302.
Снеткова Е.В. Новые подходы к формированию бюджетов: программный бюджет как инструмент стратегического и бюджетного планирования // Управление городом: теория и практика. 2013. № 2. С. 14–18.
Соломахин А.Н. Особенности формирования и реализации программных бюджетов регионов России на основе программно-целевых принципов планирования // Регион: системы, экономика, управление. 2013. № 4. С. 87–91.
Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политики России // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 4-2. С. 145–152.
Копыченко Г.С. Программный бюджет – формальность или эффективный механизм устойчивого развития? // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11. URL: Link.
Сугарова И.В. Программный бюджет: вопросы внедрения и применения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4. URL: Link.
Смоляр М.Я. Принципы планирования программного бюджета // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы научной конференции. Новосибирск: СибАК, 2014. С. 182–187.
Михайлова А.А. Перспективы программного бюджета: экспертное обсуждение // Финансы. 2013. № 8. С. 80.
Маркова А.А. Модели формирования программного бюджета // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 117–119.