Екимов А.В.аспирант кафедры управления качеством экономического факультета, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация Alex-saransk@mail.ru
Горбунова Н.В.соискатель кафедры управления качеством экономического факультета, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация GNadezhdaW@yandex.ru
Новокрещенова О.А.преподаватель кафедры управления качеством экономического факультета, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Российская Федерация nol55@yandex.ru
Предмет. Проведен анализ существующих в научной литературе подходов к определению понятий «стратегическое партнерство», «интеграция», «банкострахование». Рассмотрена проблема повышения конкурентоспособности субъектов финансового рынка. Цели. Комплексное исследование проблемы повышения конкурентоспособности субъектов финансового рынка. Определение конкурентных преимуществ, получаемых коммерческими банками и страховыми компаниями при реализации стратегического партнерства. Методология. Для обеспечения обоснованности теоретических положений использованы критический анализ, абстрактно-логический и сравнительный методы научного исследования. Работа основана на рассмотрении трудов ведущих отечественных и зарубежных экономистов. Результаты. Приведены различные подходы к классификации факторов обеспечения конкурентоспособности, предложен состав внутренних и внешних факторов. Рассмотрена эволюция теории стратегического партнерства, выделены его основные характеристики. Обоснована актуальность стратегического партнерства среди субъектов финансового рынка. Проведен обзор подходов к определению понятия банкострахования, а также выявлены конкурентные преимущества, получаемые коммерческими банками и страховыми компаниями в случае объединения. Область применения. Результаты проведенного в статье исследования могут быть использованы в деятельности кредитных организаций и страховых компаний при формировании стратегического партнерства. Выводы. Банкострахование как стратегическое партнерство позволяет получить ряд конкурентных преимуществ, что делает входящую в нее организацию более конкурентоспособной. Эффективное использование стратегического партнерства в обеспечении конкурентоспособности финансового института позволяет рационально управлять капиталом и денежными потоками; минимизировать издержки и максимизировать доходы; обеспечить реализацию эффективной финансовой стратегии; мобилизовать достаточный объем финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей развития финансовой организации.
Газизуллина Н.Ф. Конкурентоспособность экономики: комплексный подход // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 34–38.
Бичоева Д.С. Конкурентоспособность потребительских товаров и услуг и ее связь с конкурентоспособностью предпринимательских структур в целом // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 66–71.
Хасанова А.Р. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия // Экономика. Управление. Право. 2012. № 7-2. С. 26–29.
Моисеев Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 2001. 178 с.
Журавлева Е.А. Как развить региональную конкурентоспособность? Региональная конкурентоспособность // Российское предпринимательство. 2010. № 11-1. С. 109–112.
Хрусталев Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. С. 20–32.
Нурлиева К.Р., Жунусова А.Ж. Партнерство и стратегические альянсы в процессах экономической глобализации // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2015. С. 154–157.
Новиков И.А. Стратегическое партнерство как феномен международной политики (анализ отношений Россия – Евросоюз) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. 2010. № 1. С. 117–124.
Ansoff I. Corporate Strategy. Second Revised Edition. Penguin Books, 1988, 288 p.
Trautwein F. Merger Motives and Merger Prescriptions. Strategic Management Journal, 1990, vol. 11, no. 4, pp. 283–295. doi: 10.1002/smj.4250110404
Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 1990, May–June, pp. 79–91.
Гришин П.А., Демченко В.Н., Цыганова А.А. Bancassurance в России и за рубежом. Интеграция страховых компаний и банков для реализации страховых услуг (аналитическое исследование) // Русский полис. 2004. № 1. С. 4–10.
Екимов А.В. Развитие банкострахования в России: проблемы и перспективы // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 2. C. 90–96.
Swiss RE Sigma Report. Bancassurance. Economic Research & Consulting. Sigma, 1992, no. 2, p. 4–10.
Leale-Green H., Bloomfield J. Bancassurance: The Shape of Things to Come. Post Magazine, 1994, June, pp. 16–19.
Елифанов А.О., Школьник И.О., Павелко Ф. Интеграционные процессы на финансовом рынке Украины. Сумы: УАБД НБУ, 2012. 258 с.
Екимов А.В. Основные мотивы участия коммерческих банков и страховых компаний в развитии банкострахования // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-4. С. 672–676.
Гришин П.А., Цыганов А.А. Анализ факторов эффективности банкостраховой группы // Финансы. 2007. № 9. С. 43–46.
Аржанова И.В., Бадалова А.Г., Барышникова М.Ю. Основные положения методологии экспертной оценки процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием ведущих инженерных вузов // Управление экономическими системами. 2011. № 36. С. 55–74. URL: Link.
Вдовин С.М., Салимова Т.А., Гуськова Н.Д. Стратегическое партнерство национального исследовательского университета: реалии и перспективы (монография). Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2014. 200 с.