Смирнов М.А.кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация smirnov@nifi.ru
Предмет. Основой государственного управления в отраслях экономики сегодня является программный подход. Государственные программы структурируют основные социально-экономические задачи как на федеральном, так и на региональном уровне. Государственные программы также формируют требования к ресурсному обеспечению указанных задач. Однако в настоящее время рассматривается возможность коррекции программного подхода, повышения качества разработки и реализации государственных программ, а также широкого применения проектных принципов, предполагающих более детальную проработку мероприятий и тщательный анализ вплоть до конкретных проектов и предприятий. Цели. Исследование основных проблем применения программного подхода, поиск возможностей для их решения, в том числе за счет синтеза программного подхода с проектными методами, а также выработка возможного алгоритма отбора заявок для оказания государственной поддержки. Методология. В процессе исследования использовались социологические методы для сбора первичной информации, метод сравнительного анализа, экспертные интервью и финансовое моделирование. Результаты. Были определены основные проблемы программного подхода и сформированы рекомендации для их решения за счет проведения более активной государственной отраслевой политики, оптимизации процесса разработки, реализации и контроля государственных программ с помощью внедрения проектных методов. Был предложен алгоритм отбора заявок для оказания государственной поддержки. Полученные результаты могут быть использованы в текущей деятельности федеральными и региональными органами исполнительной власти. Выводы. Сегодня механизмы реализации государственных программ не формализованы, а мероприятия имеют исключительно ресурсный, бюджето-распорядительный смысл. Прогнозирование исполнения программ крайне затруднено. Использование проектного подхода при разработке и реализации государственных программ позволяет повысить их качество, определить более четкие критерии и требования к заявкам на получение государственной поддержки, обеспечить необходимый уровень синхронизации мероприятий государственных программ с бюджетным процессом.
Ключевые слова: государственная программа, проектный подход, отраслевая политика
Список литературы:
Барбер М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании. М.: Высшая школа экономики, 2011. 396 с.
Невская Н.А. Государственное экономическое планирование в России: история и современность // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 1. С. 53–60.
Некрасов В.Л. Реформа Госплана СССР 1955 г.: разработка новой модели планирования экономики // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 99–103.
Некрасов В.Л. Должность председателя Госплана СССР в системе высшего политического руководства (1955–1964 гг.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 4. С. 66–70.
Артёмов Е.Т. Социалистический проект в российской модели развития // Уральский исторический вестник. 2010. № 3. С. 74–83.
Демьяненко А.Н., Дятлова Л.А. Б.Д. Бруцкус о природе экономического планирования в Советской России // Пространственная экономика. 2007. № 2. С. 128–136.
Бирбраер М. К вопросу о построении «перспективных планов» // Пространственная экономика. 2007. № 1. С. 135–149.
Бирбраер М. К вопросу о построении «перспективных планов» (окончание) // Пространственная экономика. 2007. № 2. С. 94–116.
Звягинцев П.С. Программно-целевой метод планирования как основа создания новой индустриализации России // Вопросы экономики и права. 2013. № 9. С. 41–46.
Швецов А.Н. Состояние и перспективы программного подхода в региональной политике // Федерализм. 2009. № 4. С. 7–24.
Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Россия, которую мы обрели: исследуя пространство на микроуровне. М.: Новый хронограф, 2013. 548 с.
Швецов А.Н. О системной типологизации в региональной политике // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2008. Т. 36. С. 18–33.
Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 10–18.
Смирнов М.А. Использование проектного подхода при реализации государственных программ // Финансовый журнал. 2016. № 1. С. 79–88.
Райзберг Б.А. Современное состояние и проблемы программно-целевого планирования и бюджетирования в России // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. Т. 3. № 2. С. 165–172.
Оценка программ: методология и практика / под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. М.: Престо-РК, 2009. 396 с.
Соколов И.А. Доклад «Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ» // Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 7–10.
Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эффективности использования // Регион: экономика и социология. 2011. № 3. С. 39–57.
Дерюгин А.Н., Назаров В.С., Мамедов А.А. Формирование консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднесрочной перспективе: проблемы и решения // Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 5–19.
Гордеев А.В., Рыкова И.Н., Смирнов М.А. Роль оптово-распределительных центров в решении проблемы потерь сельскохозяйственной продукции // Экономика: теория и практика. 2014. № 4. С. 51–56.