Малкина М.Ю.доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и методологии, руководитель Центра макро и микроэкономики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация mmuri@yandex.ru
Балакин Р.В.младший научный сотрудник Центра макро и микроэкономики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация rodion-balakin@yandex.ru
Предмет. Налоговые поступления в РФ и ее регионах на разных уровнях бюджетной системы. В работе дана сравнительная характеристика риска и эффективности налоговых систем субъектов РФ для разных уровней бюджетной системы. Цели. Оценить риск и эффективность налоговых поступлений на разных уровнях формирования бюджета: федеральном, региональном, местном, а также для консолидированного бюджета в целом. Методология. В статье используется портфельный подход Г. Марковица для оценки риска налоговых систем регионов на стадиях формирования консолидированных бюджетов, а также распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы: федеральным, региональными и местными бюджетами. Проводится декомпозиция показателя риска налоговых систем для выявления вклада отдельных налогов и их взаимосвязей в увеличение или сглаживание риска на разных уровнях бюджетной системы. Для сравнительной оценки эффективности налоговых систем регионов применяется коэффициент У. Шарпа. Результаты. В результате анализа выявлено, что наибольший риск и в то же время наибольшая доходность налоговой системы наблюдается на стадии формирования федерального бюджета; риски и доходность региональных и местных бюджетов ниже. В то же время эффективность налоговой системы, оцененная по коэффициенту У. Шарпа, на региональном уровне в среднем выше, чем на федеральном и местном уровнях. Выводы. По мере движения от верхнего к нижнему уровню бюджетной системы уменьшается межрегиональная дифференциация показателя эффективности налоговых систем, что является результатом сглаживания межрегиональных различий при применении правил распределения налогов.
Mankiw G.N., Weinzierl M., and Yagan D. Optimal Taxation in Theory and Practice. Journal of Economic Perspectives, 2009, vol. 23, iss. 4, pp. 147–174. doi: 10.1257/jep.23.4.147
Mahdavi S. The Level and Composition of Tax Revenue in Developing Countries: Evidence from unbalanced panel data. International Review of Economics & Finance, October 2008, vol. 17, iss. 4, pp. 607–617. doi: 10.1016/j.iref.2008.01.001
Bikas E., Andruskaite E. Factors Affecting Value Added Tax Revenue. Proceedings of 1st Annual International Interdisciplinary Conference, AIIC 2013, 24–26 April, Azores, Portugal.
Maličká L., Harčariková M., Gazda V. Determinants of Local Tax Revenues in EU Countries. European Journal of Economics Finance and Administrative Sciences, 2012, iss. 52, pp. 120–126.
Fricke H., Süssmuth B. Growth and Volatility of Tax Revenues in Latin America. World Development, February 2014, vol. 54, pp. 114–138. doi: 10.1016/j.worlddev.2013.07.007
Cornia G.C., Nelson R.D. State Tax Revenue Growth and Volatility. Regional Economic Development, 2010, vol. 6, iss. 1, pp. 23–58.
Study on the Vulnerability and Resilience Factors of Tax Revenues in Developing Countries. Final Report. European Commission, November 2013. Available at: Link.
Kodrzycki Y.K. Smoothing State Tax Revenues over the Business Cycle: Gauging Fiscal Needs and Opportunities. Federal Reserve Bank of Boston Working Paper, 2014, no. 14-11. Available at: Link.
Haughton J. Estimating Tax Buoyancy, Elasticity and Stability. African Economic Policy Paper, 1998 July, no. 11. Available at: Link.
Moldogaziev T. Fiscal Decentralization and Revenue Stability in the Kyrgyz Republic, 1993–2010. Eurasian Journal of Business and Economics, 2012, no. 5(9), pp. 1–20.
Harmon O., Mallick R. The Optimal State Tax Portfolio Model: An Extension. National Tax Journal, 1994, vol. 47(2), pp. 395–402.
Markowitz H. Portfolio Selection. The Journal of Finance, 1952, no. 7(1), pp. 77–91.
Seegert N. Optimal Tax Portfolios: An Estimation of Government Tax Revenue Minimum-Variance Frontiers. Available at: Link.
Seegert N. Rebalancing State Tax Portfolios for the Future. Available at: Link.
Albrecht W.G. Managing Tax Revenue Volatility. Conference Proceedings of the International Academy of Business and Public Administration Disciplines, 2013, vol. 27, no. 1.
Keen M., Konrad K.A. The Theory of International Tax Competition and Coordination. In: A.J. Auerbach, R. Chetty, M. Feldstein, & E. Saez (Eds). Handbook of Public Economics, vol. 5, pp. 257–328. doi: 10.1016/B978-0-444-53759-1.00005-4
Apergis N., Cooray A. Tax Revenues Convergence across ASEAN, Pacific and Oceania Countries: Evidence from Club Convergence. Journal of Multinational Financial Management, 2014, vol. 27, pp. 11–21. doi: 10.1016/j.mulfin.2014.06.007
Tax Aspects of Fiscal Federalism: A Comparative Analysis. Ed. by G. Bizioli, C. Sacchetto. IBFD, The Netherlands, 2011, 770 p.
Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Оценка взаимосвязи риска и доходности налоговой системы в регионах России // Экономика региона. 2015. № 3. С. 241–255. doi: 10.17059/2015-3-20
Malkina M.Yu., Balakin R.V. Comparing Risk Components of Taxation Systems of Italy and the Russian Federation. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2016, vol. 7, no. 1, pp. 45–53. doi: 10.5901/mjss.2016.v7n1p45