Герасимова Е.Б.доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация gerasim_ova@inbox.com
Герасимов Б.И.доктор технических наук, доктор экономических наук, главный научный сотрудник департамента научных исследований и образовательной деятельности, ФГУП «Стандартинформ», Москва, Российская Федерация big@gostinfo.ru
Сизикин А.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация sizikin@bk.ru
Предмет. Организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития системы управления качеством продукции предприятий и организаций на базе феноменологии систем менеджмента качества. В настоящее время отсутствуют работы по созданию комплексной методики внедрения и контроля системы менеджмента качества применительно к гибким предприятиям, действующим на высококонкурентных рынках в турбулентной внешней среде, чем и обусловлена актуальность данной работы. Цели. Разработка теоретико-методического аппарата экономического анализа системы менеджмента качества предприятий и организаций на базе теории качества жизненного цикла продукции. Для достижения поставленной цели в ходе исследования выделяются задачи: уточнение терминов менеджмента качества; разработка структуры «петли» качества процессов управления; формирование шкал управляемости объекта анализа. Методология. В качестве методологической базы использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов управления качеством в их взаимосвязи и определить тенденции их становления и развития. Результаты и область их применения. Отображена важность процессов управления качеством предприятия относительно друг друга посредством выделения их «стартовой» точки с помощью диаграмм Парето. Положения, рекомендации данной работы ориентированы на использование при организации и совершенствовании процессов проектирования, обеспечения и повышения качества продукции предприятий. Выводы. Установлено, что качество процессов управления целесообразно оценивать по их соответствию институциональным нормам в рамках самооценки по следующим критериям: удовлетворение клиентов, оценка деловых результатов, процессы создания ценности, общее управление, менеджмент кадров, менеджмент ресурсного потенциала, удовлетворенность персонала, стратегическое планирование и целеполагание, оценка внешних эффектов.
Ключевые слова: качество управления, предприятие, менеджмент качества
Список литературы:
Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2014. 256 с.
Теслинов А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
Черноруцкий И.Г. Методы оптимизации в теории управления. СПб.: Питер, 2004. 256 с.
Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, University of Chicago Press, 1962, 210 p.
Спиридонов С.П. Снижение дифференциации доходов населения Российской Федерации как одно из направлений улучшения качества жизни // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2014. № 4. С. 179–184.
Спиридонов С.П., Андреева И.А. Человеческий капитал – главный фактор формирования и развития инновационной экономики и повышения качества жизни // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 2. С. 7–10.
Тётушкин В.А., Терехова Г.И. Сравнительный анализ и маркетинговые тренды потребительского рынка в условиях экономического кризиса (на примере Тамбовского и Липецкого региона) // Агропродовольственная экономика: научно-практический электронный журнал. URL: Link.
Толстяков Р.Р., Гаврилов А.А. Инновационные методы конкурентной разведки в управлении маркетинговой деятельностью предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 18–31.
Толстяков Р.Р., Феногенов К.В. Инструменты формирования маркетинговой стратегии, ориентированной на конкурента // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 109–113.
Tolstyakov R.R., Zlobina N.V. Quality Increase of Viral Video Management on the Basis of Synergetic Approach. Indian Journal of Science and Technology, 2015, vol. 8, iss. 10. doi: 10.17485/ijst/2015/v8iS10/84873
Гучетль Р.Г., Толстяков Р.Р. Оценка результативности системы маркетинга предприятия: генезис теории и практики. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2014. 106 c.
Моделирование наукоемкого ресурсосберегающего производства в инновационной экономике России (монография). Germany: LAP Lambert Academic Publishing; Saarbrucken, 2014. 220 с.
Попова Г.Л. Развитие регионального бизнеса: факторы влияния. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 143 с.
Бондарская Т.А., Бондарская О.В. Особенности пространственной трансформации региональной экономики под воздействием процессов агломерирования // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 12. С. 18–22.
Bondarskaya T.A., Bondarskaya O.V. Economia e Direzione Regionale. L'influenza dei cambiamenti istituzionali ai organizzativo ed economico Strumentazione di sviluppo piccoli centri. Italian Science Review, 2014, iss. 10(19), pp. 194–201.
Злобина Н.В., Толстошеина В.А. Технология внедрения аутсорсинга в систему менеджмента качества организации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2011. № 5. С. 116–121.