Тётушкин В.А.кандидат технических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация volodtetus@yandex.ru
Предмет. Предметом исследования является конкуренция и оценка ее состояния в российском бизнесе. Цели. Получение информации, позволяющей лучше понять взаимозависимости игроков рынка в условиях конкуренции и экономического кризиса. Методология. С помощью метода опроса и системного метода проанализированы аспекты влияния кризиса на состояние конкуренции в бизнесе. Результаты. Представлены аналитические данные, отражающие показатели конкурентной среды в российском бизнесе, а также выявлены вероятные тенденции. Область применения результатов. Охватывает научные исследования для студентов и преподавателей, а также в качестве рекомендаций для предприятий и организаций российского бизнеса. Выводы. По оценкам представителей российского бизнеса, состояние конкуренции на российских рынках является умеренным и может быть оценено на уровне около 51%, что сопоставимо с результатами опроса 2015 г. (53%) и существенно ниже показателя 2014 г. (73%). Вновь увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие. Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в пищевой промышленности, в сфере ИТ-технологий, а также производители стройматериалов и неметаллических изделий (включая изделия из резин и пластмасс), наиболее слабое – в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и топливно-энергетическом комплексе. Ключевыми препятствиями для выхода на новые географические и продуктовые рынки российский бизнес считает нехватку финансовых средств, высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта.
Ключевые слова: конкуренция, кризис, экономика, анализ, бизнес, модели
Список литературы:
Кравцевич С.В. Анализ условий существования типовых «конкуренций» // Baikal Research Journal. 2010. № 6. URL: Link.
Салжанов И.Т. Международная конкуренция, современные черты конкуренции на мировом рынке и тенденции ее развития на современном этапе // Российское предпринимательство. 2009. № 7-2. С. 9–15.
Хмелькова Н.В. От конкуренции к со-конкуренции: новая логика конкурентного сотрудничества // Журнал экономической теории. 2010. № 1.
Колесник Г.В., Леонова Н.А. Модель налоговой конкуренции юрисдикций в условиях локальной конкуренции налогоплательщиков // Математическая теория игр и ее приложения. 2011. Т. 3. № 1. С. 60–80.
Савин С. На смену конкуренции товаров и услуг пришла конкуренция интеллекта // Управление персоналом. 2013. № 2. С. 29–31.
Коваленко А.И. О конкуренции теорий конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 6. С. 107–116.
Розенталь Р.М. Выбор знаний: сила конкуренции или конкуренция силы? // Методы менеджмента качества. 2012. № 8. URL: Link.
Зобова Л.Л., Орлова Е.К. Глобальная конкуренция как разновидность пространственной конкуренции // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: Link.
Косинов В.А. Адвокатирование конкуренции как способ защиты права на конкуренцию // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. URL: Link.
Магомедшерифова А.М. Банковская конкуренция, методы и формы ценовой неценовой конкуренции // Экономика и социум. 2014. № 4-3. С. 990–994. URL: Link.
Осипов В.В. «Золотое правило конкуренции» как основа материалистической модели конкуренции // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 8. С. 94–103.
Жихаревич Б.С. Конкуренция за пространство и пространство конкуренции: реалии региональной политики // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2007. № 3. С. 26–32.
Малюга Л.Н. Экономическая природа категорий и процесс управления конкуренцией и конкурентоспособностью на сельскохозяйственном рынке // Современные технологии управления. 2014. № 7. С. 38–42.
Лапшина М.Л., Новосельцев В.И., Толкач М.В. Балансные условия бескризисного функционирования экономических систем с конкуренцией // Моделирование систем и процессов. 2013. № 2. С. 41–44.
Рыбальченко Р.В. Управление деятельностью промышленных предприятий на рынках с ограниченной конкуренцией // Вопросы экономики и права. 2012. № 45. С. 41–44.
Тикин В.С. Важно четко определять недобросовестную конкуренцию // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 2. С. 90–92.
Жук И.Н. Тенденции в теоретических взглядах на конкуренцию // Страховое дело. 2011. № 10. С. 23–32.
Барашкова М.А. Факторы, определяющие банковскую конкуренцию на региональном уровне, и их значение // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 9-2. С. 21–25.
Аникеева Н.В. Реализация маркетинговых инноваций через конкуренцию и конкурентоспособность // Научные труды SWorld. 2015. Т. 12. № 2. С. 75–79.