Слепов В.А.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен, руководитель научной школы «Финансы», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация kafedra.financi@gmail.com
Чалова А.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация achal@yandex.ru
Предмет. Источники финансовых ресурсов федерального бюджета России, а также механизмы их использования для обеспечения более высоких темпов роста российской экономики. Цели. Определение источников бюджетных ресурсов, методов и инструментов их использования для обеспечения устойчивого роста российской экономики в среднесрочной перспективе. Методология. Методологической основой работы являются общие логические методы и приемы исследования, использованные для определения и обоснования основных каналов бюджетных ресурсов, оценки воздействия на экономической рост в Российской Федерации, а также для анализа нормативно-правовой документации и статистических данных. Дается оценка бюджетного потенциала российской экономики через систематизацию финансовых источников, аккумулируемых посредством федерального бюджета России, методов их мобилизации и условий эффективного использования в ходе экономического развития через выявление эффекта мультипликатора. Выводы. Необходимым условием возобновления устойчивого экономического роста в Российской Федерации является консолидация и перераспределение ресурсов федерального бюджета по тем направлениям, которые обеспечивают положительный мультипликативный эффект в долгосрочном периоде при сохранении сбалансированной структуры бюджета. Выбор источников бюджетных ресурсов должен определяться, с одной стороны, особенностями экономической модели развития и характеризующих ее факторов, с другой стороны, рисками использования имеющихся финансовых источников для субъектов национальной экономики. Ключевыми подходами при выборе источников должны выступать не только методы бюджетной консолидации, но и в первую очередь изменение подходов к предоставлению и использованию бюджетных средств. Область применения. Результаты работы могут быть использованы при формировании проекта федерального бюджета Российской Федерации, реализации бюджетной стратегии соответствующими органами макроэкономического регулирования, а также для дальнейшего исследования и развития в научной среде.
Улюкаев А.В., Мау В.А. От экономического кризиса к экономическому росту, или как не дать кризису превратиться в стагнацию // Вопросы экономики. 2015. № 4. C. 5–19.
Гришин В.И., Слепов В.А., Рябухин С.Н. и др. Федеральный бюджет Российской Федерации в условиях национальной и глобальной неопределенности // Федерализм. 2015. № 4. C. 161–164.
Гурвич Е., Беляков И., Прилепский И. Нефтяной суперцикл и бюджетная политика // Вопросы экономики. 2015. № 9. С. 5–30.
Валентей С.Д., Слепов В.А., Чалова А.Ю., Лыкова Л.Н. Анализ концепции бюджетной консолидации проекта федерального бюджета 2017–2019 гг. // Федерализм. 2016. № 4. C. 7–30.
Лыкова Л.Н. Первые результаты «налогового маневра» и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации // Федерализм. 2015. № 4. C. 55–64.
Мусина Д.Р., Мусалимов А.Д., Тасмуханова А.Е. Влияние «большого налогового маневра» на эффективность нефтедобычи // Евразийский юридический журнал. 2016. № 4. C. 187–189.
Идрисов Г., Каукин А. Налоговый маневр: ускорение экономического роста в ущерб бюджетной консолидации // Экономическое развитие России. 2016. Т. 23. № 6. C. 35–39.
Кудрин A., Гурвич E. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. C. 4–36.
Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности. Монография / под ред. В.К. Сенчагова. М.: ИНФРА-М, 2015. 384 c.
Кулькова В.Ю., Селиверстова О.Ф., Халимова Г.А. Структура бюджетных расходов на образование в ОЭСР и России: потенциал сравнительного анализа // Научное обозрение. 2015. № 10-1. C. 317–320.
Кнобель А., Соколов И. Оценка бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу // Экономическое развитие России. 2012. № 12. С. 23–32.
Механизм формирования антикризисного федерального бюджета Российской Федерации. Монография / под ред. В.А. Слепова. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. 160 c.
Волков И.И. Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетной политики как способ преодоления кризисных явлений в России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 3. С. 36–43.
Woodford M. Simple Analytics of the Government Expenditure Multiplier. NBER Working Paper, 2010, no. 15714. Available at: Link. doi: 10.3386/w15714
Малков С.Ю., Чернавский Д.С., Коссе Ю.В. и др. Влияние военных расходов на экономику: сколько платить за военную безопасность? // Сценарий и перспектива развития России / под ред. В.А. Садовничего. М.: ЛЕНАНД, 2011. 304 c.
Menzie Ch. Fiscal Multipliers. The New Palgrave Dictionary of Economics. London, Palgrave Macmillan, 2013. doi: 10.1057/9780230226203.3896
Зарубина О.А. Анализ структуры расходов на здравоохранение в ОЭСР и России: качественное сравнение и фактографическое описание // Финансовый журнал. 2014. № 3. C. 60–69.
Кулькова В.Ю. Государственные расходы на здравоохранение в ОЭСР и России: потенциал и методика сравнительного анализа // Финансовый журнал. 2014. № 3. C. 33–45.
Погосов И.С. Источники финансирования модернизации экономики // Экономист. 2012. № 5. С. 11–17.
Бойко Н.Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. 2014. № 1. С. 4–7.
Сухарев О.С. Изменение доктрины денежно-кредитной и бюджетной политики в условиях рецессии // Федерализм. 2015. № 1. C. 11–12.
Омшанова Э.А. Управление финансовыми ресурсами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации // Символ науки. 2016. № 10-2. С. 106–110.
Аганбегян А.Г. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 142–151.
Волков И.И., Скареднов Е.В., Шкарбаненко К.В. Макроэкономическое регулирование и финансовые потоки корпораций. Монография. М.: Ваш полиграфический партнер, 2014. 172 с.
Коровин М.Ю. Анализ международного опыта финансирования инфраструктурных проектов // Транспортное дело России. 2015. № 2. C. 74–84.