Подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики в контексте совершенствования казначейских технологий управления бюджетной ликвидностью
Глушакова О.В.доктор экономических наук, доцент кафедры финансов и экономического анализа, проректор по науке, Сибирская академия финансов и банковского дела, Новосибирск, Российская Федерация trinity@oaoktk.ru
Предмет. Высокая зависимость наполняемости федерального бюджета от нефтегазовых доходов в условиях существующей модели распределительных отношений является причиной формирования бюджетных рисков при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Рассматриваются казначейские технологии управления бюджетной ликвидностью, ориентированные на обеспечение сбалансированности бюджетов в условиях усиления кризисных процессов. Цели. Комплексное авторское исследование научных подходов к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики и существующих российских реалий, а также направлений развития казначейских технологий при усилении бюджетных ограничений, ориентированных на повышение эффективности управления бюджетной ликвидностью. Методология. В основе – диалектический подход, также были использованы системный, институциональный подходы и статистические методы. Результаты. Устойчивое развитие многих регионов России в значительной степени зависит от финансовых возможностей федерального бюджета. В ситуации снижения нефтегазовых доходов возрастают риски возникновения кассовых разрывов на единых счетах бюджетов бюджетной системы РФ, а следовательно, и риски неисполнения расходных обязательств публично-правовых образований. Низкое качество финансового менеджмента администраторов бюджетных средств ведет к аккумуляции значительных остатков бюджетной ликвидности на единых счетах бюджетов. Выводы. Реализация новых подходов к управлению бюджетной ликвидностью, таргетирование остатков денежных средств на единых счетах бюджетов открывает новые финансовые возможности с точки зрения участия государства в реализации программ (в первую очередь – программ реиндустриализации), имеющих стратегическое значение для устойчивого развития экономики и укрепления глобальной конкурентоспособности России.
Laffer A.B. The Ellipse: An Explication of the Laffer Curve in a Two-Factor Model. The Financial Analyst's Guide to Fiscal Policy. New York: Greenwood Press, 1986, pp. 1–35.
Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 28–66.
Hotelling H. The General Welfare in Relation to Problem of Taxation and of Railway and Utility Rates. Econometrica, 1938, vol. 6, no. 3, pp. 242–269. doi: 0012-9682(193807)6:3<242:TGWIRT>2.0.CO;2-H
Keynes J.M. The Means to Prosperity. London, Macmillan and Co., 1933, 35 p. URL: Link.
Johansen L. Some Notes on the Lindahl Theory of Determination of Public Expenditures. International Economic Review, 1963, vol. 4, no. 3, pp. 346–358. doi: 10.2307/2525312
Musgrave R.A. The Theory of Public Finance. New York: McGraw Hill Book Co., 1959, pp. 73–78.
Иохансен Л. Некоторые заметки по поводу предложенной Линдалем теории определения государственных расходов. Вехи экономической мысли. Т. 4. Экономика благосостояния и общественный выбор. СПб.: Экономическая школа, 2004. С. 377–391.
Myrdal G. Monetary Equilibrium. New York, Augustus M. Kelly, 1965.
Ohlin B. Some notes on the Stockholm theory of savings and investment. Economic Journal, 1937, vol. 47, no. 185, pp. 53–69.
McGee R.W. Taxation and Public Finance: A Philosophical and Ethical Approach. Commentaries on the Law of Accounting & Finance, 1997, vol. 1, pp. 157–240. Available at: Link.
Henning C.R., Kessler M. Fiscal Federalism: US History for Architects of Europe's Fiscal Union. Peterson Institute for International Economics Working Paper, 2012, no. 2012-1. Available at: Link.
Fabbrini F. The Fiscal Compact, the 'Golden Rule' and the Paradox of European Federalism. Boston College International and Comparative Law Review, 2013, vol. 36, iss. 1, pp. 1–38. Available at: Link.
Bartlett B. The Balanced Budget Amendment: Not Ready for Prime Time. Tax Notes, 2011, vol. 132, no. 2, pp. 195–197. Available at: Link.
Haque M.Sh. New Public Management: Origins, Dimensions, and Critical Implications. In: Krishna K. Tummala (ed.) Public Administration and Public Policy. Oxford, UK, Eolss Publishers Ltd., 2004. Available at: Link.
Santiso C. Budget Institutions and Fiscal Responsibility: Parliaments and the Political Economy of the Budget Process. Available at: Link.
Качурина М., Мерзлова М. Формирование доходов региональных бюджетов: проблемы сбалансированности // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 3. С. 71–78.
Пинская М.Р., Зиганшина Л.А. Сбалансированность региональных и местных бюджетов: проблемы и пути их решения // Инновационное развитие экономики. 2015. № 6. С. 90–98.
Романовский М.В. Глобальный кризис и проблемы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 14–21.
Фадейкина Н.В., Демчук И.Н. Внешние экономические санкции по отношению к России и дедолларизация: их влияние на состояние национальных экономик // Сибирская финансовая школа. 2016. № 4. С. 3–24.
Моргунов В.И., Власов С.А. Об управлении остатками средств на счетах органов государственного управления в России // Деньги и кредит. 2013. № 2. С. 47–51.
Омаров Ш.М. Управление временно свободными финансовыми средствами на счетах Федерального казначейства // Финансы. 2014. № 5. С. 23–28.