Троянская М.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация m_troyanskaya@mail.ru
Предмет. Возможность применения маркетинговых исследований к налогообложению. Цели. Комплексно рассмотреть возможности адаптации к налоговым отношениям маркетинговых исследований, поскольку необходимо внедрение в практику налоговых служб новых форм работы, благодаря которым налогоплательщики и государство в лице налоговых органов выйдут на уровень партнерства, а не противоборства. Методология. Применен комплексный подход и использованы общенаучные методы анализа и сравнительные сопоставления. Результаты. Показано, что маркетинг в налогообложении является новым направлением в России. Дано авторское определение понятия «налоговый маркетинг». Выделены и охарактеризованы принципы, на которых основывается налоговый маркетинг, и функции, выполняемые им. Сделан акцент на основных элементах, из которых состоит налоговый маркетинг. Приведена характеристика налогового маркетинга в зависимости от цели, задач, результата, объекта, ориентации, конкурентов. Доказано, что налоговая конкуренция между субъектами РФ открывает потенциал для реализации регионами своих полномочий более эффективно. Выводы. Региональная налоговая конкуренция начинает использовать новый для России инструмент – налоговый маркетинг. Применение маркетинговых ходов позволит модернизировать взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами, повысить осведомленность налогоплательщиков об инструментах налогового менеджмента, научить налогоплательщиков использовать механизмы региональной налоговой конкуренции в своих целях. Условия налогообложения, действующие в том или ином регионе, должны быть в открытом для налогоплательщиков доступе. Только такие меры позволят налоговому маркетингу достичь своих целей.
Мирко Н.В. Маркетинг как основа конкуренции на рынке товаров легкой промышленности // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 2. С. 77–79.
Власова Н.Ю., Комаров А.Е. Особенности маркетинга закрытого административно-территориального образования // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. № 3. С. 145–152.
Косов М.Е. Маркетинг в процессе налогового администрирования // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 12. С. 25–29.
Барулин С.В. Налоги как цена услуг государства // Финансы. 1995. № 2. С. 25–27.
Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Государственный маркетинг в сфере налогообложения // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 130. С. 147–159.
Искяндерова Т.А., Новокупова И.Н. Развитие маркетинга налоговых отношений как фактор повышения активности инновационного производства // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 2. С. 24–26.
Акулич Е.В. Особенности маркетинга в налогообложении // Маркетинг и современность: Сборник научных статей к научно-практическому круглому столу на тему: «Роль современного маркетинга в посткризисном развитии экономики России» / под ред. С.В. Карповой, Р.Ю. Стыцюк. М.: Эльф ИПР, 2010. 318 с.
Kubick T.R., Lockhart B.G. Do External Labor Market Incentives Motivate CEOs to Adopt More Aggressive Corporate Tax Reporting Preferences? Journal of Corporate Finance, 2016, vol. 36, pp. 255–277.
Ming-Chin Chen. The Effect of Stock Market Pressure on the Tradeoff Between Corporate and Shareholders' Tax Benefits. China Journal of Accounting Research, 2015, vol. 8, iss. 2, pp. 75–89.
Balafoutas L., Beck A., Kerschbamer R., Sutter M. The Hidden Costs of Tax Evasion: Collaborative Tax Evasion in Markets for Expert Services. Journal of Public Economics, 2015, vol. 129, pp. 14–25.
D'Amato A., Valentini E., Zoli M. Tradable Quota Taxation and Market Power. Energy Economics, 2017, vol. 63, pp. 248–252.
Häckner J., Herzing M. Welfare Effects of Taxation in Oligopolistic Markets. Journal of Economic Theory, 2016, vol. 163, pp. 141–166.
Ogawa H. When Ad Valorem Tax Prevails in International Tax Competition. International Review of Economics & Finance, 2016, vol. 46, pp. 1–9.
Buettner T., von Schwerin A. Yardstick Competition and Partial Coordination: Exploring the Empirical Distribution of Local Business Tax Rates. Journal of Economic Behavior & Organization, 2016, vol. 124, pp. 178–201.
Ogawa H., Wang W. Asymmetric Tax Competition and Fiscal Equalization in a Repeated Game Setting. International Review of Economics & Finance, 2016, vol. 41, pp. 1–10.
Kato H. The Importance of Government Commitment in Attracting Firms: A Dynamic Analysis of Tax Competition in an Agglomeration Economy. European Economic Review, 2015, vol. 74, pp. 57–78.
Janeba E., Osterloh S. Tax and the City – A Theory of Local Tax Competition. Journal of Public Economics, 2013, vol. 106, pp. 89–100.
Janeba E., Wilson J.D. Optimal Fiscal Federalism in the Presence of Tax Competition. Journal of Public Economics, 2011, vol. 95, iss. 11, pp. 1302–1311.
Аракчеева Я.В., Савина К.С. Реализация принципов и функций маркетинга в управлении предприятием на современном этапе развития экономики // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. № 1. С. 239–241.
Куцулова Ф.А. Маркетинг в налогообложении // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 4. С. 43–44.