Юртаева В.К.генеральный директор ООО «Аналитический центр «Проектный офис», Москва, Российская Федерация office@ac-po.ru
Предмет. Теоретико-методологические основы для изучения и развития жесткого дискаунтера и его преимуществ. Цели. Структурировать мировые тренды продуктового ритейла в развитии торгового формата «жесткий дискаунтер», проанализировать, по каким направлениям меняется эталонная карта показателей формата в сторону смягчения. Методология. Кабинетные исследования, анализ бизнес-стратегии адаптации европейских стран, опыта работы европейских ритейлеров, полевые исследования в формате «контрольной закупки» в магазинах, позиционирующихся как «жесткие дискаунтеры», в трех странах (Германия, Испания и Россия), а также глубинные экспертные интервью с участниками рынка ключевой розницы. Результаты. Выявлены ключевые мировые тенденции рынка жестких дискаунтеров – по каким показателям эталонной карты формата наблюдаются изменения. Сформирован перечень современных трендов «жестких дискаунтеров» Европы. По итогам «контрольной закупки» с эталонной картой жесткого дискаунтера автор корректирует карту показателей формата с учетом мировых трендов и получает карту современного жесткого дискаунтера на мировой арене ритейла. Движение от жесткого дискаунтера к мягкому жесткому дискаунтеру наблюдается в рамках синергии стратегий стандартизации и адаптации в развитии формата. С учетом возрастающей необходимости адаптировать технологии работы под особенности территории и потребителя необходимым условием развития жесткого дискаунтера является синтез бизнес-стратегии стандартизации (свойственной глобализации) и адаптации (характерной для локализации). Первая стратегия предполагает повышение эффективности, вторая – уникальности, при удачной реализации и сочетании обеих можно получить синергетический эффект. Область применения. Карта показателей «жесткого дискаунтера» может быть использована в качестве методологической основы в процессе дальнейшей научной разработки эффективных торговых форматов для российских и международных торгово-розничных сетей, а также в процессе формирования стратегии развития сетевых компаний и их конкурентных преимуществ. Выводы. Традиционная бизнес-модель «жесткого дискаунтера» видоизменяется по ассортиментной политике, продвижению и среде, в которой осуществляется процесс покупки.
Глоян Р.Р., Черней И. Тенденции развития розничной торговли в России // Управление и экономика в XXI веке. 2016. № 1. C. 4–12.
Кравченко А.В., Гуник И.А. Тенденции и перспективы развития торгово-розничного сектора экономики РФ в сложившихся экономических условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-3. С. 556–560.
Красильников А.Б., Кузьменкова В.Н. Развитие маркетинга в торговом деле на примере розничных торговых сетей // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 202–205.
Красюк И.Н., Калугина С.А., Щульдешов А.С. Аспекты конкурентоспособности и управления собственными торговыми марками на розничных торговых предприятиях: монография. М.: Дашков и К, 2015. 172 с.
Попова И.Н. Развитие сетевого продовольственного ритейла России: монография. М.: Дашков и К, 2013. 104 с.
Шнорр Ж.П. Современные тенденции развития глобального сетевого ритейла // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 4. С. 151–158.
Козлова К.А., Ламбина Д.В. Дискаунтер как одно из перспективных направлений развития розничной торговли в России // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 23. С. 40–44.
Хасис Л. Иностранный ритейл в России // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 6. С. 87–97.
Демченко А.О., Кизим А.А. Сетевой ритейл в современной России: тенденции и перспективы развития рынка // Экономика устойчивого развития. 2012. № 12. С. 50–61.
Юртаева В.К. Формирование карты показателей торгового формата «жесткий дискаунтер» в продуктовых торгово-розничных сетях // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 33–42.
Weinswig D. European Grocery Discounters Report. November, 2015. URL: Link
Котельникова З.В. Особенности развития розничных сетей и торговых форматов в продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект) // Мир России. 2009. № 3. С. 151–172.
Vroegrijk M., Gijsbrechts E., Campo K. Battling for the Household's Category Buck: Can Economy Private Labels Defend Supermarkets Against the Hard-Discounter Threat? Journal of Retailing, 2016, vol. 92, iss. 3, pp. 300–318.
Marnik G. Dekimpe, Katrijn Gielens, Jagmohan Raju, Jacquelyn S. Thomas. Strategic Assortment Decisions in Information-Intensive and Turbulent Environments. Journal of Retailing, 2011, vol. 87S, pp. S17–S28.
Lourenço C.J.S., Gijsbrechts E. The Impact of National Brand Introductions on Hard-Discounter Image and Share-of-Wallet. International Journal of Research in Marketing, 2013, vol. 30, iss. 4, pp. 368–382.
Stanley T.L. 5 Trends that Are Radically Reshaping Shopper Marketing: Brands Take Retail Real-time with VR, Beacons and Other Tactics. URL: Link -shopper-marketing-171960
Bishop B. What If a Hard Discounter Like Aldi Enters Online Grocery in the US? URL: Link-
Мамаева Л.М. Сетевые ритейлеры как перспективный институт потребительского рынка // Вестник Поволжского института управления. 2012. № 3. С. 130–135.