+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование

т. 23, вып. 26, июль 2017

Получена: 30.03.2017

Получена в доработанном виде: 15.05.2017

Одобрена: 19.06.2017

Доступна онлайн: 14.07.2017

Рубрика: Финансовая система

Коды JEL: G2

Страницы: 1563–1582

https://doi.org/10.24891/fc.23.26.1563

Судакова А.Е. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация 
a-chusova@mail.ru

Предмет и тема. Статья посвящена вопросам финансовой грамотности (ФГ), раскрываются вопросы о сущности понятия, когда данное течение зародилось, и какие исследования проводились, каков уровень ФГ исследуемой группы, представлены рекомендации по повышению ее уровня.
Цели. Раскрыть сущность ФГ: обозначить ее составляющие, представить уточненное понятие. Оценить уровень ФГ, на основе полученных результатов сформировать выводы и представить рекомендации по его повышению.
Методология. Анализируемая группа – учащиеся, получающие среднее общее образование в ООУ и учащиеся, получающие среднее профессиональное образование в учреждениях СПО. Данное исследование может быть квалифицировано как экспресс и панельное, и представляет собой социологический эксперимент. Суть эксперимента заключается в том, чтобы определить уровень ФГ целевой аудитории посредством анкетирования и скрытого интервьюирования.
Результаты. Уточнено понятие, сделан вывод о том, что это набор компетенций, а не элементов, которые позволяют не только повысить уровень благосостояния, но и минимизировать потери (временные и финансовые).
Выводы. Исследуемая группа имеет средний уровень финансовой грамотности, не осведомлена о важных финансовых элементах, нет доверия к государственным финансовым институтам и организациям, защищающим права. Необходимо проведение исследований в связи с усложнением элементов финансовой системы, а также разработка и внедрение соответствующих программ в образовательные учреждения. Благодаря проведенному исследованию был определен уровень ФГ группы, на основе полученных результатов сформированы рекомендации по повышению финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая компетентность, финансовое образование, экспресс-исследование

Список литературы:

  1. Кузина О. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. C. 129–148.
  2. Huston S.J. Measuring Financial Literacy. The Journal of Consumer Affairs, 2010, vol. 44, no. 2, pp. 296–316.
  3. Kempson E., Perotti V., Scott K. Measuring Financial Capability: A New Instrument and Results from Low- and Middle-Income Countries. Washington DC, World Bank, 2013, 176 p.
  4. Bernheim B.D., Garrett D.M., Maki D.M. Education and Saving: The long-term effects of high school financial curriculum mandates. Journal of Public Economics, 2001, vol. 80, no. 3, pp. 435–465.
  5. Brown A.M., Collins J.M., Schmeiser M.D., Urban C. State Mandated Financial Education and the Credit Behavior of Young Adults. Divisions of Research & Statistics and Monetary Affairs, Federal Reserve Board, Washington DC, Finance and Economics Discussion Series, 2014, no. 2014-68, 42 p. URL: Link
  6. Danes S.M., Huddleston-Casas C., Boyce L. Financial Planning Curriculum for Teens: Impact Evaluation. Financial Counseling and Planning, 1999, vol. 10, no. 1, pp. 26–39. URL: Link
  7. Fernandes D., Lynch Jr.J.G., Netemeyer R.G. Financial literacy, financial education, and downstream financial behaviors. Management Science, 2014, vol. 60, no. 8, pp. 1861–1883. URL: Link
  8. Mandell L., Klein L.S. The impact of financial literacy education on subsequent financial behavior. Journal of Financial Counseling and Planning, 2009, vol. 20, no. 1, pp. 15–24. URL: Link
  9. Larson E.B. A comparison of personal finance understandings of high school students. Business Education Forum, 1970, vol. 25, pp. 40–41.
  10. Langrehr F.W. Consumer education: Does it change students' competencies and attitudes? The Journal of Consumer Affairs, 1979, vol. 13, no. 1, p. 41–53.
  11. Danes S.M., Hira T.K. Money Management Knowledge of College Students. Journal of Student Financial Aid, 1987, vol. 17, iss. 1, pp. 4–16.
  12. Lusardi A., Mitchell O. Financial Literacy and Retirement Planning: New Evidence from the Rand American Life Panel. URL: Link
  13. Lundberg M., Mulaj F. Enhancing Financial Capability and Behavior in Low- and Middle-Income Countries. Washington DC, World Bank, 2014, 164 p.
  14. Кузина О.Е. Финансовая компетентность россиян: результаты международного сравнительного исследования // Деньги и кредит. 2015. № 5. С. 64–68.
  15. Tennyson S., Nguyen C. State curriculum mandates and student knowledge of personal finance. Journal of Consumer Affairs, 2001, vol. 35, iss. 2, pp. 241–262. doi: 10.1111/j.1745-6606.2001.tb00112.x
  16. Hoffman M., McKenzie K., Paris S. Paper or plastic? CPAs can educate college students on responsible credit card use. The CPA Journal, 2008, vol. 78(9), pp. 17–20.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала