Баннова К.А.кандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджмента, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация bannovaka@yandex.ru
Долгих И.Н.преподаватель кафедры менеджмента, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация lignain@mail.ru
Предмет. В условиях ограниченности ресурсов для стабильного развития все большую актуальность приобретают пути повышения эффективности налогообложения. Существующие методики расчета налоговой базы консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН) не позволяют стабильно отчислять налоговые платежи в регионы присутствия компании – участника КГН. Это нарушает равновесие между регионами и приводит к искажению горизонтальной налоговой интеграции. Цели. Построить модель согласования интересов государства и налогоплательщиков при создании КГН, основанную на принципе социально-экономической справедливости. Методология. Использовались общенаучные методы исследования: системный подход, процессный подход, ресурсный подход, анализ и синтез эмпирических данных; методы экономического анализа: разработка системы показателей, метод сравнения, построение аналитических таблиц, метод детализации, расчет специальных коэффициентов. Результаты. Предложенная модель согласования интересов налогоплательщиков и государства включает в себя три этапа: учет вклада каждого региона в развитие экономики страны через формирование системы показателей, характеризующих его значимость; коэффициентный подход, предполагающий установление весомости каждого из показателей для различных отраслей; учет степени депрессивности регионов. Предполагается, что полученные налоговые доходы направятся на повышение благосостояния населения, рост ВВП, снижение безработицы и т.д. Выводы. Представленная модель вызовет объединение общих усилий менеджмента компаний и региональных властей по повышению эффективности работы предприятий, что приведет к созданию дополнительных рабочих мест, привлечению инвестиций и получению отдачи от освоенных капиталовложений.
Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Депрессивный регион: сущность, критерии отнесения, основные проблемы // Фундаментальные исследования. 2012. № 6(2) С. 506–510. URL: Link
Майбурова И.А., Иванова Ю.Б. и др. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития: коллективная монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с.
Киселева Е.А. Теоретические основы управления налогообложением в целях достижения баланса интересов его участников // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 151–158.
Королева Л.П. Перспективы совершенствования механизма взимания налога на прибыль организаций в России // Налоги и финансы. 2014. № 2. С. 32–40.
Королева Л.П. Роль консолидированной группы налогоплательщиков в обеспечении инновационного прорыва: быть или не быть // Journal of Tax Reform. 2015. Т. 1. № 2-3. С. 177–193. doi: 10.15826/jtr.2015.1.2.011
Троянская М.А., Ермакова Е.А. Консолидированная группа налогоплательщиков: сочетание интересов государства и налогоплательщиков // Экономическое возрождение России. 2015. № 1. С. 56–64.
Лыкова Л.Н. Первые результаты «налогового маневра» и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации // Федерализм. 2015. № 4. С. 55–64.
Киреенко А.П. Методы исследования налогообложения в современной зарубежной литературе // Journal of Tax Reform. 2015. Т. 1. № 2-3. С. 209–234.
Дулова Е.Н. Депрессивный регион: понятие и механизм управления // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2011. № 26. С. 9–13. URL: Link
Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2003. 208 с.
Куперштох В.Л., Соколов В.М., Суспицын С.А., Ягольницер М.А. Методические основы выделения депрессивных и отсталых регионов // Регион: экономика и социология. 1996. № 2. С. 3–33.
Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России. URL: Link
Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 100–112.
Краснопёрова О.А. Новый порядок исчисления налога на прибыль организаций участниками консолидированной группы налогоплательщиков // Гражданин и право. 2013. № 7. С. 48–53.
Гараев И.Г. Переход на администрирование налога на прибыль по консолидированной группе как новое направление налоговой политики государства // Финансовое право. 2013. № 2. С. 29–32.
Ширяева Н.М. Проблемы межбюджетного распределения налоговых доходов регионов // Учет и статистика. 2013. № 3. С. 204–211.
Козенкова Т., Зачупейко И. Особенности налогообложения прибыли в консолидированных налоговых группах // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 324–330.
Bannova K.A., Dolgikh I.N. Developing the Competitive Advantage of Companies and Regions by the Creation of Consolidated Groups of Taxpayers. International Business Information Management Association Conference, IBIMA: 26th International Conference, Madrid, Spain, 11–12 November 2015. Madrid, IBIMA, 2015, pp. 834–842.