Краснов А.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызская Республика krasnov.artem@mail.ru
Предмет. Постановка и выполнение государством социально-экономических задач требует формирования адекватной бюджетной политики, основанной на определенном методологическом инструментарии, ведущую роль в котором играет принимаемый государством Бюджетный кодекс. На основе сравнительного анализа законодательства, регламентирующего бюджетную политику в странах ЕАЭС, определены недостатки Бюджетного кодекса Кыргызской Республики и предложены основные направления его совершенствования. Цели. Проанализировать сложившуюся практику формирования бюджетных правил, оценить их роль в нивелировании последствий кризисов. Исследовать законодательство, регламентирующее бюджетную политику Кыргызской Республики и отдельных стран – участниц ЕАЭС. Определить проблемы и направления совершенствования Бюджетного кодекса и реализуемой на его основе бюджетной политики Кыргызской Республики. Методология. В процессе исследования эффективности реализуемой политики управления государственными финансами были использованы инструменты логического, сравнительного и статистического анализа, системный подход. Результаты. Анализ бюджетного законодательства Кыргызской Республики показал наличие ряда ключевых недостатков в принятом Бюджетном кодексе, в числе которых упразднение существовавших ранее норм бюджетных правил, в первую очередь в части государственного долга. В контексте выявленных изменений было определено, что в предшествующие периоды показатель внешней долговой зависимости государства превышал рекомендуемые значения установленного ранее порога государственного долга. Кроме того, в рамках сравнительного анализа бюджетного законодательства отдельных стран – участниц ЕАЭС были установлены важные особенности. В результате для устранения недостатков в формируемой бюджетной политике были предложены поправки, которые необходимо внести в Бюджетный кодекс Кыргызской Республики. Выводы и значимость. Полученные результаты могут быть использованы в качестве инструмента проводимых научных исследований, а также в процессе совершенствования бюджетного законодательства и разрабатываемой на его основе бюджетной политики.
Alesina A.F., Perotti R. Budget Deficits and Budget Institutions. NBER Working Paper, 1996, no. 5556, pp. 1–43. URL: Link
Schaechter A., Kinda T., Budina N., Weber A. Fiscal Rules in Response to the Crisis; Toward the “Next-Generation” Rules: A New Dataset. International Monetary Fund, 2012, no. 12/187, pp. 1–49. URL: Link doi: 10.5089/9781475505351.001
Гурвич Е.Т., Соколов И.А. Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? // Вопросы экономики. 2016. № 4. С. 5–29.
Guerguil M., Mandon P., Tapsoba R. Flexible Fiscal Rules and Countercyclical Fiscal Policy. IMF Working Paper, 2016, no. WP/16/8, pp. 1–47. URL: Link
Скрыпник Д.В. Бюджетные правила, эффективность правительства и экономический рост // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. № 2. С. 12–32.
Горюнов Е. Теоретические основы, свойства и интерпретация индикаторов бюджетного разрыва // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 2. С. 112–132.
Горюнов Е., Котликофф Л., Синельников-Мурылев С. Теоретические основы бюджетного разрыва как показателя долгосрочной фискальной устойчивости и его оценка для России. М.: Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2015. 60 с. URL: Link
Baunsgaard T., Villafuerte M., Poplawski-Ribeiro M., Richmond C. Fiscal Frameworks for Resource Rich Developing Countries. International Monetary Fund, 2012, no. 12/04, pp. 1–29. URL: Link
Kennedy S., Robbins J. The Role of Fiscal Rules in Determining Fiscal Performance. URL: Link
Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Бюджетная политика и экономический рост // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 35–59.
Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 4–25.
Сенчагов В.К. Модернизация финансовой сферы России: монография. М.: Нестор-История, 2011. 304 с.
Сенчагов В.К. О формировании новой парадигмы бюджетной политики // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 152–158 .
Дмитриева О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 20–32.
Швецов Ю. Теория и методология бюджета как общественного достояния // Вопросы экономики. 2011. № 8. С. 106–114.
Сагайдачная Н.К. Бюджетные правила и принципы бюджетной системы: соотношение и трансформация // Проблемы учета и финансов. 2013. № 1. С. 57–58.
Эрдолатов А.Э. Проблемы государственного долга Кыргызской Республики // Вестник КМЮА. 2011. № 2. С. 203–210. URL: Link
Швецов Ю.Г. Социально ориентированный бюджет – веление времени // Проблемы учета и финансов. 2016. № 2. С. 3–11.
Рыскулов И.А. Евразийская экономическая интеграция и Кыргызстан // Реформа. 2013. Т. 3. № 59. С. 6–9.
Айнекенова Ч.Р. Реформирование системы здравоохранения Кыргызской Республики в новый переходный период // Вестник КРСУ. 2008. Т. 8. № 4. С. 171–175. URL: Link