Васюнина М.Л.кандидат экономических наук, доцент Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация vasyuninaml@mail.ru
Предмет. Содержание и организация управления бюджетными рисками. Рассматриваются концептуальные подходы к организации риск-менеджмента в сфере государственных финансов; дается характеристика функциональным элементам управления бюджетными рисками: их идентификации, реагированию на бюджетные риски, бюджетному мониторингу. Цели. Развитие методологии и определение инструментов управления бюджетными рисками, формирование направлений риск-менеджмента в сфере государственных финансов. Методология. Анализ осуществляется в соответствии с современными теоретическими подходами к организации риск-менеджмента в государственном секторе и с учетом требований международных стандартов. Результаты. Раскрыто содержание управления бюджетными рисками. Определены инструменты реагирования на бюджетные риски в зависимости от категории и последствий рисков. Сформулированы перспективы развития бюджетного мониторинга как механизма, ориентированного на оценку индивидуальных и системных рисков в бюджетной сфере. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке направлений бюджетной политики, а также при формировании программы эффективного управления бюджетными рисками. Выводы. Сформулированы предложения по обеспечению организации управления бюджетными рисками на основе: введения в практику бюджетного планирования и прогнозирования специальных инструментов; формирования условий для перехода к интегрированной системе бюджетного мониторинга, объединяющего процедуры мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, мониторинга подведомственных учреждений, мониторинга реализации государственных программ, а также казначейского сопровождения государственных контрактов (договоров, соглашений); развития методики оценки финансового менеджмента в рамах концепции бюджетного мониторинга. Сделан вывод о перспективах межведомственного взаимодействия в ходе идентификации бюджетных рисков и разработки мер по их регулированию.
Грачева М.В. Управление рисками в государственных ведомствах и опыт Германии // Финансы. 2012. № 1. С. 66–72.
Зотова А.И., Кириченко М.В., Коробко С.А. Риск-ориентированный подход к организации бюджетного процесса на субфедеральном уровне // Финансы и кредит. 2014. Т. 20. № 29. С. 21–29.
Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации: современный взгляд и перспективы развития // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55–62. URL: Link
Соломко И.М., Соломко М.Н. Оценка рисков бюджетного процесса: теоретический аспект // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2011. № 2. С. 175–182.
Гамукин В.В. Измерение бюджетных рисков инструментами эконофизики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. Т. 12. № 18. С. 21–29.
Hardy K. Managing Risk in Government: An Introduction to Enterprise Risk Management. IBM Center for The Business of Government. 2010. URL: Link
Кулик Г.Ю. Зарубежный опыт внедрения риск-менеджмента в государственное управление // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 37. С. 32–44. URL: Link
Кириллова О.С. Налоговое регулирование финансово-экономической безопасности территорий // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1. С. 89–93.
Прокофьев С.Е. Модернизация системы государственного финансового контроля в Казначействе России // Бюджет. 2017. № 2. С 38–43. URL: Link
Бычков С.С., Болдырь А.А., Лавров А.М. Опыт и перспективы оценки качества финансового менеджмента федеральных органов государственной власти // Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 5–15.
Пещанская И.В. Мониторинг как инструмент управления риском неэффективного использования бюджетных средств в системе ВПО // Экономика образования. 2014. № 2. С. 67–76.
Шмиголь Н.С. Бюджетные правила как инструмент достижения финансовой стабильности и экономического роста // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 1. С. 66–74.
Ложечко А.С. Методологические подходы к формированию эффективной и ответственной бюджетной политики в области управления доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях экономической неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1. С. 210–216
Галухин А.В. К вопросу о бюджетных рисках региона // Проблемы развития территории. 2014. № 2. С. 105–114.
Иванченко Н.Ш. Управление бюджетными рисками в условиях программно-целевого метода планирования // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2016. № 3. С. 11–17.
Иванченко Н.Ш. Устойчивость бюджетной системы: управление бюджетными рисками // Вестник АКСОР. 2016. № 2. С. 234–237.
Панюшкина Е.В. Концептуальные вопросы управления рисками в финансово-бюджетной сфере национальной экономики // Инновационная экономика и общество. 2014. № 2. С. 38–44.
Коробко С.А. Финансовый контроль в системе минимизации рисков бюджетного процесса в регионе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 536–542. URL: Link