Краснов А.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, докторант Кыргызско-Российского Славянского университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызская Республика krasnov.artem@mail.ru
Предмет. Вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств относятся к числу перманентных задач государства, приобретающих особую актуальность в периоды макроэкономической нестабильности, когда, находясь в условиях значительного дефицита ресурсов, власти вынуждены не только решать вопросы социального характера, но и создавать условия для дальнейшего экономического развития. На основе анализа существующего опыта использования системы бюджетирования, ориентированного на результат, исследуется эффективность ее реализации в Кыргызской Республике, определяются основные проблемы и направления совершенствования. Цели. Проанализировать сложившиеся в экономической литературе точки зрения на сущность и содержание бюджетирования, ориентированного на результат, рассмотреть накопленный опыт его организации в развитых и развивающихся странах. На основе анализа особенностей организации бюджетирования, ориентированного на результат, в Кыргызской Республике определить проблемы и направления совершенствования разрабатываемых бюджетных мер. Методология. Использованы инструменты логического, сравнительного и исторического анализа, системный подход. Результаты. Установлено, что, несмотря на имеющийся опыт организации бюджетирования, ориентированного на результат, в современной экономической литературе отсутствует единый терминологический аппарат, обеспечивающий понимание данного процесса, в результате чего было предложено уточненное определение понятия бюджетирования, ориентированного на результат. Кроме того, на основе анализа реализуемых в Кыргызской Республике бюджетных мер были выявлены проблемы оценки эффективности их реализации, ставящие под сомнение не только адекватность реализуемых программ, но и целесообразность полного перевода бюджетного процесса на программную основу, вследствие чего была определена необходимость сочетания традиционных и программных способов осуществления бюджетных расходов. Выводы и значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как с научной, так и с практической точек зрения, поскольку, с одной стороны, способствуют более точному пониманию сущности и роли бюджетирования, ориентированного на результат, с другой стороны, характеризуют его недостатки и проблемы реализации в Кыргызской Республике.
Шимширт Н.Д. Проблемы разработки программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 2. С. 161–169. URL: Link
Шаш Н.Н., Путихин Ю.Е., Петрова И.В. Технология программного бюджетирования: российская практика // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 3. С. 65–74. URL: Link
Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 48–69. URL: Link
Rubin I.S. The Politics of Public Budgeting: Getting and Spending, Borrowing and Balancing. 6th ed. Washington D.C., CQ Press, 2009, 128 p.
Khan A., Hildreth W.B. (eds). Budget Theory in the Public Sector. London, Quorum Books, 2002, 298 p.
Kraan D.-J., Bergvall D., Hawkesworth I. et al. Budgeting in Russia. OECD Journal of Budgeting, 2008, vol. 8, no. 2, pp. 1–58. URL: Link
Bartle J.R.(Ed.). Evolving Theories of Public Budgeting. Oxford, Elsevier, 2001, 182 p.
Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политики России // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 4-2. С. 145–152.
Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика: монография. Красноярск: СФУ, 2012. 188 с.
Дьякова Е.Б., Струкова Т.В. О совершенствовании бюджетного финансирования целевых программ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: экономика, экология. 2012. № 2. С. 158–164. URL: Link
Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 152 с.
Бриль Д.В. БОР: зарубежный опыт // Бюджет. 2010. № 5. С. 46–49. URL: Link
Мастеров А.И. Развитие методологии программного анализа как инструмент повышения эффективности бюджетного планирования // Финансы: теория и практика. 2015. № 2. С. 76–83. URL: Link
Кузнецова Е.К., Хаиров Б.Г. Программно-целевой подход в бюджетном процессе: новые возможности или новые риски // Фундаментальные исследования. 2016. № 10-1. С. 135–139. URL: Link
Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 267 с.
Diamond J. From Program Budgeting to Performance Budgeting: The Challenge for Emerging Market Economies. IMF Working Paper, 2003, no. WP/03/169, 27 p. URL: Link
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. 522 c.