Оборин М.С.доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация recreachin@rambler.ru
Нагоева Т.А.старший преподаватель кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пермь, Российская Федерация nagoeva.ta@mail.ru
Предмет. Теоретические и практические аспекты организации банковского кредитования субъектов туристского рынка в Российской Федерации и за рубежом. Тему исследования можно считать актуальной за счет растущего интереса субъектов туристского рынка к банковскому финансированию, вызванному изменениями экономической ситуации в стране, в частности в связи с отсутствием доступных кредитных продуктов для микропредприятий сферы туризма, чья деятельность подвержена влиянию фактора сезонности, и с одновременным ростом стоимости турпродукта при снижении реальных доходов населения. Цели. Анализ организации банковского кредитования субъектов туристского рынка в России и за рубежом в контексте развития туристской индустрии. Формулирование проблем и определение путей совершенствования кредитования микропредприятий туризма и потребителей турпродуктов. Методология. Исследование базируется на результатах анализа научных трудов в области банковской деятельности, а также трудов, посвященных финансированию предприятий туризма. Статистической обработке подвергнут значительный объем данных, характеризующих состояние туристского рынка и рынка банковского кредитования России. Результаты. Полученные результаты подтверждают необходимость развития банковского кредитования, как предприятий туриндустрии, так и потребителей, приобретающих турпродукт. Рассмотрена роль банковского кредитования в развитии внутреннего туризма в Российской Федерации, возможность усовершенствования процесса выдачи кредитов субъектам индустрии, с учетом передового зарубежного опыта. Предлагаются направления совершенствования кредитования микропредприятий туризма и потребителей турпродутов. Выводы. В целях роста эффективности банковского кредитования субъектов туристского рынка необходимо повысить доступность кредитов для микропредприятий туриндустрии, активизировать банкам сотрудничество с туроператорами и турагентами.
Захаров К.С., Баканова А.А., Волков П.А. Проблемы стимулирования инвестиционной деятельности в сфере туризма в Российской Федерации // Вестник Национальной академии туризма. 2017. № 1. С. 27–30. URL: Link
Зайцева Н.А. Инвестиционная деятельность в туризме и гостиничном бизнесе в РФ // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 84–90.
Киселева Е.В. Анализ стратегий финансирования компаний в индустрии туризма // Российское предпринимательство. 2012. № 6. С. 124–132.
Новикова Н.Г., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. Т. 10. № 2. С. 15–21. URL: Link
Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Научно-практические аспекты инвестиционного и социального развития туристской сферы в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 3. С. 230–243.
Суворов А.В. Влияние финансового кризиса на процесс кредитования туризма // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 191–194.
Козыбагаров А.А. Зарубежный опыт инвестирования в туризм // Вестник университета Туран. 2015. № 4. С. 166–169. URL: Link%202015%20г..pdf
McKercher B., Du Cros H. Cultural Tourism: The Partnership Between Tourism and Cultural Heritage Management. NY, The Haworth Hospitality, 2002, 280 p.
Булаев М.А. Некоторые вопросы организации и проблемы финансирования самодеятельного туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2008. № 2. С. 9–11.
Нагоева Т.А. Банковское потребительское кредитование в России в современных экономических условиях // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития. Монография. Пермь: Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. С. 143–161. URL: Link
Bonet L. Cultural Tourism // A Handbook of Cultural Economics. Cheltenham, Edward Elgar, 2003, pp. 188–189. URL: Link
Dias F., Kosmaczewska J., Dziedzic E., Magliulo A. Tourism Research in a Changing World. GITUR – Tourism Research Group of Polytechnic Institute of Leiria, 2014, 387 p. URL: Link
Дудецкий Д.Ю. Механизм развития конкурентных преимуществ туристической дестинации // Вопросы современной экономики. 2014. № 4. URL: Link
Каюков В.В., Каюков А.В. Обоснование применения теории модернизации в исследовании кредитной системы России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2008. Т. 98. С. 114–120. URL: Link
Андронюк Н.В. Методы оценки и показатели эффективности источников финансирования предприятий сферы туризма // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 2. С. 150–152.
Белавина Я.А., Ильюшенок А.С. Роль государства в финансировании малого бизнеса в индустрии гостеприимства и туризма // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2016. Т. 8. № 1. С. 463–472.
Зайцева Н.А., Суворов А.В. Программы кредитования туристов, приобретающих туры по направлению «внутренний туризм» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 2. С. 41–45. URL: Link
Кемаева М.В., Кемаев К.В., Левкович К.В., Сизова Е.В. Перспективы развития банковского сектора в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2. С. 97–101.