Ратнер С.В.доктор экономических наук, сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация lanaratner@ipu.ru https://orcid.org/0000-0003-3485-5595 SPIN-код: 7840-4282
Предмет. Мировая практика государственного стимулирования развития «зеленых» транспортных систем свидетельствует о том, что в современных экономических условиях меры налогового стимулирования/дестимулирования являются наиболее популярными и эффективными среди других механизмов поддержки экологически чистых транспортных технологий. Поэтому фокусом данного исследования является налоговая система Норвегии как страны с наибольшим на сегодняшний день уровнем использования электромобилей. В работе изучается эволюция механизмов государственного стимулирования распространения автомобилей с нулевым уровнем эмиссии парниковых газов в Норвегии, моделируются основные функции транспортного налогообложения. Методология. Использовались метод библиографического анализа, методы описательной статистики, метод кейс-стади и математическое моделирование (сценарно-параметрическое моделирование). Результаты. Предложена балансовая модель, позволяющая проиллюстрировать действие основного принципа норвежской системы налогообложения в условиях, адаптированных к текущим показателям развития российского автомобильного рынка. Модель позволяет осуществить тонкую настройку системы налогообложения автомобилей и путем варьирования входных параметров добиться такой динамики роста доли электромобилей, которая может быть признана оптимальной с точки зрения мониторинга качества окружающей среды и достаточности сопутствующей сервисной и зарядочной инфраструктуры. Модель также позволяет ввести дифференциацию автомобилей по критерию стоимости и сформировать прогрессивную шкалу налогообложения. Область применения. Полученные теоретические выводы и результаты прикладного характера могут использоваться при разработке государственных программ стимулирования развития электромобильного и других видов экологически чистого транспорта в России и в решении задач корректировки действующих схем транспортных налогов на основе критериев экологичности.
Азаров В.К. К вопросу о необходимости разработки экологического налога на автотранспортные средства // Экология и промышленность России. 2015. № 10. С. 52—56.
Макарова И.А. Россия на пути экологизации транспортного и топливного налога // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 4. С. 212—223.
Петров Р.Л. Составят ли электромобили и подключаемые к электросети гибридные автомобили PHEV конкуренцию традиционным ДВС? // Журнал автомобильных инженеров. 2015. № 6. С. 12—18. URL: Link
Полищук Н.В. Экологическая логистика: электромобиль, мировой опыт и перспективы использования в Pоссии // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 110—114.
Азаров В.К., Гайсин С.В., Кутенев В.Ф., Васильев А.В. Эколого-экономические проблемы различных проектов «экологически чистого» зеленого автомобиля // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2015. Т. 1. № 2. С. 16—23.
Раков В.А., Карпова К.Е., Гавриленков Д.А. Эффективность использования энергетических ресурсов электромобилями и автомобилями, работающими на водородном топливе // Энергетика. Инновационные направления в энергетике. CALS-технологии в энергетике. 2015. Т. 1. С. 86—90.
Nealer R., Hendrickson T.P. Review of Recent Lifecycle Assessments of Energy and Greenhouse Gas Emissions for Electric Vehicles. Current Sustainable/Renewable Energy Reports, 2015, vol. 2, iss. 3, pp. 66–73. URL: Link
Hawkins T., Gausen O.M., Strømman A.H. Environmental Impacts of Hybrid and Electric Vehicles — A Review. The International Journal of Life Cycle Assessment, 2012, vol. 17, iss. 8, pp. 997–1014. URL: Link
Hawkins T.R., Singh B., Majeau-Bettez G., Strømman A.H. Comparative Environmental Life Cycle Assessment of Conventional and Electric Vehicles. Journal of Industrial Ecology, 2013, vol. 17, iss. 1, pp. 53–64. URL: Link
Ellingsen L.A.W., Majeau-Bettez G., Singh B. et al. Life Cycle Assessment of a Lithium-Ion Battery Vehicle Pack. Journal of Industrial Ecology, 2014, vol. 18, iss. 1, pp. 113–124. URL: Link
Li B., Gao X., Li J., Yuan C. Life Cycle Environmental Impact of High-Capacity Lithium Ion Battery with Silicon Nanowires Anode for Electric Vehicles. Environmental Science Technology, 2014, vol. 48, iss. 5, pp. 3047–3055. URL: Link
Shen W., Zhang B., Zhang Y. et al. Research on Life Cycle Energy Consumption and Environmental Emissions of Light-Duty Battery Electric Vehicles. Materials Science Forum, 2015. URL: Link
Dunn J.B., Gaines L., Sullivan J., Wang M.Q. Impact of Recycling on Cradle-to-gate Energy Consumption and Greenhouse Gas Emissions of Automotive Lithium-Ion Batteries. Environmental Science Technology, 2012, vol. 46, iss. 22, pp. 12704–12710. URL: Link
Sathre R., Scown C.D., Kavvada O., Hendrickson T.P. Energy and Climate Effects of Second-Life Use of Electric Vehicle Batteries in California through 2050. Journal of Power Sources, 2015, no. 288, pp. 82–91. URL: Link
Иосифов В.В. Сценарный анализ со-направленного развития инновационных автотранспортных технологий и технологий электрогенерации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 11. С. 167—178. URL: Link
Dunn J.B., Gaines L., Kelly J.C. et al. The Significance of Li-ion Batteries in Electric Vehicle Lifecycle Energy and Emissions and Recycling's Role in its Reduction. Energy & Environmental Science, 2014, vol. 8, iss. 1, pp. 158–168. URL: Link
Hendrickson T.P., Kavvada O., Shah N. et al. Lifecycle Implications and Supply Chain Logistics of Electric Vehicle Battery Recycling in California. Environmental Research Letters, 2015, vol. 10, iss. 1. URL: Link
Faria R., Marques P., Garcia R. et al. Primary and secondary use of electric mobility batteries from a life cycle perspective. Journal of Power Sources, 2014, vol. 262, pp. 169–177. URL: Link
Ивлев С.Н. Электромобиль Ellada: проблемы продвижения и меры поддержки // Труды НАМИ. 2014. № 257. С. 65—75. URL: Link
Иосифов В.В., Бобылёв Э.Э. Развитие российского рынка электромобилей: тенденции, перспективы, барьеры // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 11. С. 1273—1289. URL: Link
Стеценко Ю.В. Потенциальные покупатели электромобилей не осознают свою личную выгоду // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 5—8.
Макарова И.А. Оценка эффективности экологических налогов с позиции «загрязнитель платит» в скандинавских странах: методика и результаты исследования // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 40. С. 124—140.
Голубева А.С., Магарил Е.Р. Экономическое стимулирование сокращения эмиссии CO2 автотранспортом // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. № 3. С. 359—381. URL: Link
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Исследование динамики инвестиционных процессов в машиностроении на основе моделей с распределенными лагами // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 29. С. 43—48. URL: Link
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Формирование рынков энергетического машиностроения в Китае и Индии // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 3. С. 52—62. URL: Link
Haugneland P., Lorentzen E., Bu C., Hauge E. Put a Price on Carbon to Fund EV Incentives – Norwegian EV Policy Success. EVS30 Symposium Stuttgart, Germany, October 9–11, 2017.
Lorentzen E., Haugneland P., Bu C., Hauge E. Charging Infrastructure Experiences in Norway – The Worlds Most Advanced EV Market. EVS30 Symposium Stuttgart, Germany, October 9–11, 2017.
Mersky A.C., Sprei F., Samaras C., Qian Z. Effectiveness of Incentives on Electric Vehicle Adoption in Norway. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016, no. 46, pp. 56–68. URL: Link