Предмет. Реализация принципа профессионализма государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Цели. Раскрыть содержание принципа профессионализма государственного заказчика в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг через формирование профессиональных требований к работникам контрактной службы (контрактному управляющему), членам комиссии по осуществлению закупок, а также иным государственным служащим, в чьих должностных регламентах имеются обязанности работы в сфере закупок. Методология. Применялись общенаучные методы (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), конкретно-научные (специальные) методы (экономический анализ, сравнение) и др. Результаты. Установлена взаимосвязь понятий «государственные расходы», «обеспечение государственных нужд» и «государственные закупки». Раскрывается зависимость целей контрактной системы в сфере закупок и ее принципов. Показано, что от профессионализма руководителя организации-заказчика, работников контрактной службы (контрактного управляющего) и членов комиссии по осуществлению закупок зависят эффективность и результативность закупок, обеспечивается открытость и прозрачность информации о закупках, создаются условия для развития добросовестной конкуренции и недопущения злоупотреблений и коррупции в данной сфере. Указано, что значимая роль принадлежит финансовым службам, хотя она в нормативных правовых актах, касающихся отношений в сфере государственных закупок, не раскрывается. Анализируются проблемы, возникающие при реализации принципа «профессионализм заказчика», предлагаются подходы для их решения. Область применения. Представляет интерес для государственных (муниципальных) заказчиков; органов государственной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок; образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов в сфере государственных и муниципальных закупок. Выводы. Принцип «профессионализм заказчика» необходимо считать одним из основополагающих и применять в отношении всех государственных служащих, в чьих должностных регламентах имеются обязанности в сфере закупок.
Ключевые слова: контрактная система в сфере закупок, принцип, профессионализм, государственный заказчик
Список литературы:
Смотрицкая И.И., Мильнер Б.З., Орлова Т.М. и др. Управление закупками в инновационной экономике: вопросы теории и практики: монография. М.: Институт экономики РАН, 2014. 242 с. URL: Link
Псарева Н.Ю. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта государством и бизнесом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2. С. 1206—1214.
Балаева О.Н., Бальсевич А.А., Башина А.С. и др. Эмпирический анализ системы госзакупок в России: монография / под ред. А.А. Яковлева, О.А. Демидовой, Е.А. Подколзиной. М.: Высшая школа экономики, 2015. 357 с. URL: Link
Анчишкина О.В., Зубков Э.И., Иванов О.Б. и др. Институт общественных закупок в современной российской экономике: монография. М.: Институт экономики РАН, 2016. 280 с. URL: Link
Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В. и др. Книга контрактного управляющего. 2-е издание / под ред. А.А. Храмкина. М.: ПРИНТ ПРО, 2016. 464 с.
Богацкая С.Г. Критерии и причины неэффективных закупок. URL: Link
Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы ее оценки в системе государственного заказа // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-1. С. 204—208. URL: Link
Новиков В.В. Государственные закупки и инфраструктурные проблемы их организации в системе органов внутренних дел: монография. М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010. 169 с.
Яковлев А.Ю. О некоторых причинах неэффективности закупок в государственной и муниципальной сфере // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 53. С. 150—155.
Медведева Н.Г. К вопросу о теории и практике государственного контроля за госзакупками // Символ науки. 2015. № 7. С. 95—99. URL: Link