Дадашев А.З.доктор экономических наук, профессор, Академия социального управления, Москва, Российская Федерация azd120840@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 1311-5678
Золотько А.И.кандидат экономических наук, Институт заочного и открытого образования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация goldrose@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2441-1976
Предмет. Финансовая самостоятельность муниципальных образований в контексте Европейской хартии местного самоуправления и проводимой в Российской Федерации муниципальной реформы. Цели. Раскрыть сущность и содержание финансовой самостоятельности муниципальных образований, обосновать метод оценки ее уровня. Предложить метод оценки уровня относительной финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, который обеспечивал бы достоверность. Методология. Применялись методы сравнительного и структурного анализа, системный подход. Результаты. Раскрывается содержание финансовой самостоятельности муниципальных образований, в котором ключевым критерием является дотационность местного бюджета: не нуждающиеся в дотациях муниципальные образования считаются полностью финансово самостоятельными, нуждающиеся — относительно самостоятельными. Обоснован метод оценки уровня относительной финансовой самостоятельности муниципальных образований, применение которого позволяет более достоверно разграничивать их по группам, различающимся условиями предоставления межбюджетных трансфертов. Выводы. В составе муниципальных образований выделяются достигшие полной финансовой самостоятельности и те, у которых она неполная, относительная. Предложенный метод оценки уровня финансовой самостоятельности обеспечивает бо?льшую достоверность в процессе разграничения групп муниципальных образований, в отношении которых предусмотрены условия предоставления межбюджетных трансфертов. Восстановление муниципальной ставки налога на прибыль организаций в размере 1% скажется на увеличении доли налоговых поступлений в структуре доходов местных бюджетов и соответствующем уменьшении доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Такой маневр позволит повысить уровень относительной финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и увеличить число муниципальных образований, обладающих полной финансовой самостоятельностью.
Ключевые слова: муниципальные образования, финансовая самостоятельность, местный бюджет, дотации, собственные доходы
Список литературы:
Татаркин А.И., Молчанова М.Ю. Концептуальный подход к финансовому обеспечению саморазвития территорий // Журнал экономической теории. 2012. № 4. С. 132—138.
Стратегия развития муниципалитета / под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова. М.: ЮРКНИГА, 2003. 256 с.
Oates W.E. An Essay on Fiscal Federalism. Journal of Economic Literature, 1999, vol. 37, no. 3, pp. 1120–1149. URL: Link
Мешкова Д.А., Топчи Ю.А. Резервы и механизмы увеличения налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Экономист. 2017. № 4. С. 78—84.
Пронина Л.И. Стратегическое планирование на всех уровнях публичной власти — залог успешного экономического развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. T. 1. № 5. С. 11—20.
Золотько А.И. Структурный анализ финансовой обеспеченности муниципальных образований субъекта РФ (на примере Московской области) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 12. С. 15—21.
Тургель И.Д. Формирование финансовых основ местного самоуправления: итоги и перспективы реформ // Региональная экономика: теория и практика. 2013. Т. 11. № 2. С. 18—29. URL: Link
Сидорова Е.Н., Татаркин Д.А. От дотационности к саморазвитию территорий: диалектика трансформации // Экономика региона. 2012. № 4. С. 39—48. URL: Link
Прилуцкая И.А. Современные подходы к оценке финансовой самостоятельности бюджета муниципального образования // Научный альманах Центрального Черноземья. 2017. № 2. С. 28—32.
Топчи Ю.А., Мешкова Д.А. Налоговая политика и ее региональное и муниципальное измерение в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 3. С. 141—145.