Швецов Ю.Г.доктор экономических наук, профессор, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация yu.shvetsov@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. В настоящее время государственные инвестиции потеряли свое ведущее значение для развития экономического потенциала территории, их объемы с каждым годом становятся все меньше и меньше. Такое фактически сложившееся положение способствует усилению дотационности формирования бюджетов многих субъектов РФ и снижению уровня реальных доходов проживающего в них населения. Поэтому проблема разработки региональных целевых программ долгосрочного действия является чрезвычайно актуальной, от успешности ее решения зависит состояние системы бюджетного федерализма в нашей стране. Цели. Критический анализ нынешнего состояния системы государственных инвестиций в территориальном аспекте, организационных условий ее функционирования и объективных предпосылок внесения в нее существенных корректив. Методология. Применялся системный подход, в соответствии с которым государственные органы управления предстают, с одной стороны, как ключевой элемент финансовой сферы страны, а с другой — как ведущий институт по претворению в жизнь на императивной основе инвестиционной функции общественного регулирования и обладающий имманентными организационными и правовыми особенностями. Фундаментом исследования является универсальный диалектический метод изучения объективных экономических законов, процессов и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Результаты. Рассмотрены важнейшие особенности и ключевые недостатки финансирования инвестиционных проектов для развития экономики субъектов РФ. Предложены направления совершенствования формирования региональных целевых программ для раскрытия собственного потенциала территорий и ускорения их социально-экономического развития. Выводы. Обосновывается необходимость изменения действующего порядка формирования и реализации целевых программ развития регионов и совершенствования механизма образования источников накопления инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития территорий за счет осуществления намеченных программных мероприятий.
Кузнецова О.В. Региональная политика России. 20 лет реформ и новые возможности. М.: Либроком, 2015. 392 с.
Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Макарова С.Н. и др. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 519 с.
Цакаев А.Х. Российский финансовый рынок: реалии и перспективы децентрализации регулирования // Финансовый бизнес. 2018. № 2. С. 32—39.
Орлов В.А. Особенности реализации инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ // Проблемы современной экономики. 2016. № 3. С. 138—140. URL: Link
Борисова О.В. Инвестиционный климат в России: состояние и оценка // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. С. 288—295.
Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990. 214 с.
Фарукшин М., Хоменко В. Межбюджетные отношения в федеративных системах. М.: Dictus Publishing, 2014. 252 с.
Беляков А.А., Туруев И.Б. Государство и инвестиции // Экономический анализ: теория и практика. 2015. Т. 14. Вып. 7. С. 2—8. URL: Link
Александров Г.А., Скворцова Г.Г., Бурлакова А.П. Инновационно-инвестиционная политика региона и ее институциональное обеспечение // Проблемы современной экономики. 2017. № 4. С. 132—135.
Шулус А.П., Шулус В.Б. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью и индикативное его регулирование // Инвестиции в России. 2013. № 5. С. 15—20.
Морозова О.С. Правовое регулирование межбюджетных отношений в ФРГ. М.: Проспект, 2015. 136 с.