Антонов А.В.руководитель по разработке технических решений ПАО «МегаФон», Нижний Новгород, Российская Федерация diilon@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 5003-6131
Предмет. Экономические отношения операторов мобильной связи, связанные с оценкой конкурентоспособности и учетом современных требований функционирования и развития конкурентного рынка. Цели. Подробный анализ рыночной ситуации, оценка подходов к определению конкурентоспособности и методов установления эффективности деятельности операторов мобильной связи. Формирование единой модели оценки. Методология. Использованы общенаучные методы (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), конкретно-научные (специальные) методы (экономический анализ, статистико-экономический метод) и др. Результаты. Выделены факторы, влияющие на конкурентоспособность операторов мобильной связи и на успешность оказания качественных услуг. Выполнен анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности и выделено два подхода. Проведен подробный анализ состояния рынка и перспектив его развития. Разработан авторский методический инструментарий оценки конкурентоспособности операторов. Область применения. Результаты исследований будут полезны операторам мобильной связи при оценке конкурентоспособности и формировании эффективных маркетинговых стратегий, а также могут стать основой для дальнейших исследований. Выводы. Приведены методические положения по управлению качественными показателями, характеризующими услуги мобильной связи в условиях регионального рынка. Определение таких факторов позволит организациям, предоставляющим услуги мобильной связи, занимать более конкурентоспособное положение и сокращать экономические потери. Предложен алгоритм факторного анализа для изучения финансовых показателей операторов мобильной связи. В ходе исследований определены два фактора, обеспечивающие экономически эффективное положение операторов мобильной связи: стоимость услуг мобильного оператора и финансовая эффективность. Влияние факторов позволяет определить конкурентный статус и перспективные направления для оценки конкурентоспособности услуг.
Ключевые слова: оценка конкурентоспособности, стоимость услуг, финансовая эффективность, факторный анализ
Список литературы:
Белоус Л.В., Березий А.Б. Структура отраслевого рынка как фактор формирования конкурентной стратегии компании // Молодой ученый. 2015. № 10-2. С. 100—103. URL: Link
Горбатько A.B. Планирование инвестиций для внедрения новых услуг в компании сотовой связи // Информатизация и связь. 2012. № 2. С. 13—16.
Дударенко Е.В. Перспективы инвестиционного развития операторов мобильной связи // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 147—149. URL: Link
Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности гарантия конкурентного преимущества. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 341 с.
Карпов А.О. Особенности конкурентной борьбы на рынке услуг мобильной связи России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1. С. 14. URL: Link
Макаров В.В. Управление инновациями и обеспечение качества в отрасли ИКТ. Монография. СПб.: Политехника, 2012. 164 с.
Сидоренко Е.А., Власенко Р.Д. Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной связи // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 870—873. URL: Link
Цурикова М.В. Перспективы конкурентного развития организаций на рынке мобильной связи // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-10. С. 132—134. URL: Link
Филонич В.В., Локтева Ю.А. Критериальный анализ развития рынка мобильной связи в России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 151—155. URL: Link
Полянская Е.В., Зивенкова А.Ю. Становление и развитие рынка сотовой связи в России // Young Science. 2015. Т. 4. № 2. С. 84—91.
Баркан Д.Н. Маркетинг для всех: беседы для начинающих. Л.: Культ-информ-пресс, 1991. 256 с.
Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность: на стол современному руководителю. М.: Стандарт и качество, 2009. 463 с.
Портер М.Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2018. 947 с.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. 885 с.
Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 53—68. URL: Link
Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67—78.