Сравнительный анализ организационных и финансовых условий деятельности автономных и бюджетных учреждений в контексте результативности бюджетной реформы
Предмет. Результаты реформы государственных учреждений на примере учреждений общего образования Республики Татарстан. Социальная сфера в последнее десятилетие подвергалась реформированию в части бюджетного финансирования, расширения экономической самостоятельности. Образовавшиеся бюджетные и автономные учреждения формально имеют различия в финансово-экономических условиях хозяйствования, однако на практике ситуация оказывается сложнее. Цели. Определение эффективности реформы механизма бюджетного финансирования государственных учреждений. Методология. Использовались абстрактно-логический метод, метод сравнений, приемы экономического анализа. Результаты. Определены различия в финансово-организационных условиях деятельности автономных и бюджетных учреждений. Проведен сравнительный анализ деятельности двух учреждений общего образования, осуществляющих деятельность в сопоставимых условиях с точки зрения территории и объемов оказываемых услуг. Выяснено, насколько условия деятельности автономного учреждения соответствуют его правам, определенным в законодательстве, установлены причины, препятствующие их реализации. Изучены системные проблемы учреждений, характерные для субсидиарной системы финансирования. Выводы. Автономное учреждение по условиям деятельности практически сравнялось с бюджетным, что свидетельствует о формальности проводимых в последние 10 лет преобразований. Дифференциация нормативов финансовых затрат в зависимости от вида учреждения не всегда приводит к росту качества оказываемых услуг. Сформулированы предложения по изменению подходов к нормированию финансовых затрат на образование.
Ключевые слова: бюджетное учреждение, автономное учреждение, учреждение образования, реформа государственных учреждений, субсидия
Список литературы:
Бескровный П.В. Механизм финансового обеспечения деятельности государственных учреждений в условиях проводимой бюджетной реформы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. Т. 7. Вып. 31. С. 53—62. URL: Link
Курбатова С.С. Проблемы субсидирования бюджетных и автономных учреждений в контексте реформы государственных (муниципальных) учреждений // Социология и право. 2015. № 1. С. 78—88.
Федорова И.Ю. Этапы, содержание и проблемы реформы в бюджетном секторе экономики Российской Федерации // Путеводитель предпринимателя. 2012. № 16. С. 295—303. URL: Link
Савцова А.В. Проблемы финансирования государственных (муниципальных) учреждений // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 2. С. 287—291.
Делягин М.Г. Система бюджетных учреждений: грядет сокрушительный реформационный удар // Российский экономический журнал. 2010. № 2. С. 35—38.
Рубинштейн А.Я. Наука, культура и образование: препятствие или условие экономического роста? (по поводу проектируемой реформы бюджетных учреждений) // Российский экономический журнал. 2005. № 4. С. 32—40.
Курляндская Г.В., Арлашкин И.Ю. Реформа государственных и муниципальных учреждений: уроки международного опыта // Финансы. 2012. № 9. C. 18—22.
Filc G., Scartascini C.G. Budget Institutions. (May 30, 2007). The State of Reform, Eduardo Lora, ed. Stanford University Press, 2007, pp. 157–184. URL: Link
Ackrill R.W., Kay A. Historical-Institutionalist Perspectives on the Development of the EU Budget System. Journal of European Public Policy, 2006, vol. 13, iss. 1, pp. 113–133. Official URL: Link
Eichengreen B., Hausmann R., Von Hagen J. Reforming Budgetary Institutions in Latin America: The Case for a National Fiscal Council. Open Economies Review, 1999, vol. 10, iss. 4, pp. 415–442. URL: Link
Matei A.I., Gaita C. Characteristics of Process Management in the Public Institutions in Romania: Comparative Analysis. Procedia Economics and Finance, 2016, vol. 39, pp. 94–101. Available at SSRN: Link
Bowen T.R., Chen Y., Eraslan H.K., Zápal J. Efficiency of Flexible Budgetary Institutions. Journal of Economic Theory, 2017, vol. 167(C), pp. 148–176. URL: Link
Жаворонкова Е.Н. Реформа бюджетной системы России на современном этапе // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 81—94. URL: Link
Довгалюк И.М. Особенности правовых статусов бюджетного и автономного учреждений // Наука и образование сегодня. 2017. № 12. С. 69—71.
Мухетдинова Н.М. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего» // Российский экономический журнал. 2010. № 2. С. 23—34.
Вифлеемский А.Б. Автономное, бюджетное или казенное учреждение: кем лучше быть школе? // Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал. 2012. № 5. С. 80—89. URL: Link
Гафурова Г.Т. Оценка результатов реформы государственных учреждений (на примере государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Татарстан) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. Т. 8. Вып. 17. С. 47—59. URL: Link
Миргалеева И.В. Внебюджетные источники финансирования деятельности автономных учреждений // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 1. С. 76—79 .
Жилина Н.Н. Фандрайзинг как механизм привлечения внебюджетных источников финансирования автономных образовательных учреждений // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 31—33. URL: Link
Крохмаль Л.А. Проблемы реализации в России государственного задания на оказание образовательных услуг по программам высшего образования // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 2. С. 105—109. URL: Link