Предмет. Состояние институциональной среды, ориентированной на обеспечение открытости (прозрачности) системы публичных финансов в России, и гражданского участия в управлении движением общественных финансовых потоков. В условиях становления в России гражданского общества особую актуальность приобретает проблема повышения уровня вовлеченности граждан в процесс управления общественными финансами. Цели. Выявление основных трендов и проблем развития национальной системы публичного управления общественными финансами. Методология. Исследование базируется на институциональном подходе. Использованы такие методы, как анализ, синтез, сравнение, статистические методы. Результаты. Выявлены основные проблемы и направления развития системы публичного управления общественными финансами в России. Установлено, что, несмотря на высокий уровень институциализации, ориентированный на обеспечение прозрачности (открытости) бюджетов, развитие инструментов, призванных обеспечить доступность информации о бюджете для всех заинтересованных сторон, вовлеченность граждан в процесс управления движением общественных финансовых потоков и влияние граждан на принятие политических решений невелики. Сформулированы признаки публичного управления общественными финансами. Выводы. Внесение изменений в действующее бюджетное законодательство в плане расширения перечня участников бюджетного процесса и включения в него независимых представителей гражданского общества, дальнейшее развитие механизмов партисипации позволит обеспечить повышение уровня гражданского участия в принятии управленческих решений в области формирования и использования средств централизованных денежных фондов.
Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 3—13. URL: Link
Глушакова О.В. О ключевой составляющей методологии международной архитектуры государственного финансового менеджмента и проблемах ее учета в Российской Федерации // Сибирская финансовая школа. 2018. № 6. С. 79—85. URL: Link
Чулков А.С. «Бюджет для граждан» как метод повышения прозрачности бюджетной системы // Финансы. 2015. № 7. С. 18—22.
Фадейкина Н.В., Леонов В.В., Баранова И.В. и др. Развитие инструментария взаимодействия субъектов системы публичного управления социально-экономическим развитием территории / под ред. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2012. 444 с.
Laffer A.B. The Ellipse: An Explication of the Laffer Curve in a Two-Factor Model. The Financial Analyst's Guide to Fiscal Policy. New York, Praeger, 1986, pp. 1–35.
Севрюгин В.Е. О доктрине публичного управления в административном праве Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2011. № 3. С. 92—97.
Борисов В.К., Бочарова Е.Ю. Современные концепции государственного управления: этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2013. № 2. С. 32—43. URL: Link
Жигалов В.М., Пахомова Н.В. Применение современных концепций государственного управления для достижения целей новой климатической политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2016. № 3. С. 74—94. URL: Link
Баранов И.Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. 2012. Т. 10. № 1. С. 51—64. URL: Link
Глушакова О.В., Вайсберг Я.А. О сущности, содержании и соотношении понятий «государственное управление», «социальное управление», «публичное управление» // Сибирская финансовая школа. 2013. № 6. С. 3—9. URL: Link
Фадейкина Н.В. Предпосылки создания в России эффективной системы публичного управления устойчивым социально-экономическим развитием публично-правовых образований на основе современных моделей электронного правительства и электронного бюджета // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4. С. 43—54. URL: Link
Федулова Е.А. Разработка, реализация и оценка инвестиционной стратегии в системе публичного управления экономическим развитием территории / под ред. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2014. 399 с.
Яновский А.В. Публичное управление как объект анализа на основе концептуального подхода // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 7. С. 23—33. URL: Link
Ткаченко И.Н., Метелева М.А. Процесс публичного управления инфраструктурой инвестиционной деятельности на мезоуровне // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19. № 2. С. 5—23. URL: Link
Ревякин С.А. Понятийно-категориальный аппарат проектов общественного участия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2. С. 235—238.
Глушакова Е.С., Багрова Н.В. О роли соучаствующего архитектурного проектирования в формировании открытых рекреационных общественных пространств для граждан — конечных потребителей архитектуры // Творчество и современность. 2017. № 1. С. 14—27. URL: Link
Синкина А.А. Бюджет для граждан как инструмент публичного управления общественными финансами // Сибирская финансовая школа. 2017. № 1. С. 79—85. URL: Link