Попов Е.В.доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, руководитель Центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5513-5020 SPIN-код: 9980-7417
Дербенева В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового и налогового менеджмента, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Российская Федерация derbeneva_v@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-3102-6567 SPIN-код: 1453-2367
Предмет. Экономические отношения между хозяйственными субъектами по поводу применения цифровых платформ для оказания услуг в рамках долевой экономики. Цели. Систематизация дифференцированных подходов к ценообразованию на услуги в долевой экономике с выделением основных ценообразующих факторов. Методология. Использовались методы логического анализа и системного представления различных методов ценообразования. Результаты. Показаны особенности ценообразования на платформах совместного использования с дифференциацией по четырем видам деятельности: транспортные услуги, гостиничный бизнес и размещение, рынок труда, сфера аренды товаров. Дана сравнительная характеристика затрат и основных ценообразующих факторов традиционных форм бизнеса и бизнес-моделей долевой экономики на базе цифровых платформ. Сформирован аппарат оценки финансовых услуг долевой экономики. Показана возможность монетизации недоиспользуемых ресурсов, находящихся в собственности населения, в различных сферах долевой экономики, а также возникающие в связи с этим изменения экономических отношений. Сформулированы понятия прямого и косвенного ценового воздействия цифровых платформ. Выводы. Сделан вывод о влиянии цифровых платформ на ценообразование.
Ключевые слова: долевая экономика, совместное использование ресурсов, цифровая платформа, ценообразование
Список литературы:
Yaraghi N., Ravi Sh. The Current and Future State of the Sharing Economy. 2017. URL: Link
Попов Е.В., Герцегова К., Семячков К.А. Инновации в институциональном моделировании долевой экономики // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10. № 2. С. 26—43.
Kung L.-C., Zhong G.-Y. The Optimal Pricing Strategy for Two- Sided Platform Delivery in the Sharing Economy. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review, 2017, vol. 101, pp. 1–12. URL: Link
Knote R., Blohm I. Deconstructing the Sharing Economy: On the Relevance for IS Research. Proceedings of the 1st Multikonferenz Wirts Chafts Informatic, MKWI 2016, vol. 4, no. 11. Technische Universität Ilmenau, 2016.
Abramova O., Shavanova T., Fuhrer A. et al. Understanding the Sharing Economy: The Role of Response to Negative Reviews in the Peer-to-Peer Accommodation Sharing Network. Twenty-Third European Conference on Information Systems (ECIS). Münster, Germany, Association for Information Systems, 2015. URL: Link
Kooti F., Grbovic M., Aiello L.M. et al. Analyzing Uber's Ride-Sharing Economy. Proceedings of the 26th International Conference on World Wide Web Companion, Perth, Australia. International World Wide Web Conferences Steering Committee, 2017, pp. 574–582.
Cohen P., Hahn R., Hal J. et al. Using Big Data to Estimate Consumer Surplus: The Case of Uber. NBER Working Papers, no. 22627. National Bureau of Economic Research, 2016. URL: Link
Paik Y., Kang S., Seamans R. Entrepreneurship, Innovation, and Political Competition: How the Public Sector Helps the Sharing Economy Create Value. Strategic Management Journal, 2019, vol. 40, iss. 4, pp. 503–532. URL: Link
Sutherland W., Jarrahi M.H. The Sharing Economy and Digital Platforms: A Review and Research Agenda. International Journal of Information Management, 2018, vol. 43, pp. 328–341. URL: Link
Luca M. Designing Online Marketplaces: Trust and Reputation Mechanisms. Innovation Policy and the Economy, 2017, vol. 17, pp. 77–93.
Gibbs C., Guttentag D., Gretzel U. et al. Pricing in the Sharing Economy: A Hedonic Pricing Model Applied to Airbnb Listings. Journal of Travel and Tourism Marketing, 2018, vol. 35, iss. 1, pp. 46–56. URL: Link
Lawani A., Reed M.R., Mark T., Zheng Y. Reviews and Price on Online Platforms: Evidence from sentiment analysis of Airbnb reviews in Boston. Regional Science and Urban Economics, 2019, vol. 75, pp. 22–34. URL: Link
Ikkala T., Lampinen A. Defining the Price of Hospitality. Publication of the 17th ACM Conference on Computer Supported Cooperative Work & Social Computing – CSCW Companion'14. New York, USA, ACM Press, 2014, pp. 173–176. URL: Link
Gutt D., Herrmann P. Sharing Means Caring? Hosts' Price Reaction to Rating Visibility. Paper 54. Twenty-Third European Conference on Information Systems (ECIS). Münster, Germany, Association for Information Systems, 2015.
Lampinen A., Cheshire C. Hosting via Airbnb: Motivations and Financial Assurances in Monetized Network Hospitality. Proc. of the 2016 CHI Conf. on Human Factors in Computing Systems. ACM, 2016, pp. 1669–1680.
Guttentag D. Airbnb: Disruptive Innovation and the Rise of an Informal Tourism Accommodation Sector. Current Issues in Tourism, 2015, vol. 18, iss. 12, pp. 1192–1217. URL: Link
Майбуров И.А. и др. Цифровые технологии налогового администрирования: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 263 с.
Hagiu A., Wright J. The Status of Workers and Platforms in the Sharing Economy. Journal of Economics and Management Strategy, 2019, vol. 28, iss. 1, pp. 97–108. URL: Link
Gleim M.R., Johnson C.M., Lawson S.J. Sharers and Sellers: A Multi-Group Examination of Gig Economy Workers' Perceptions. Journal of Business Research, 2019, vol. 98, pp. 142–152. URL: Link
Howcroft D., Bergvall-Kåreborn B.A. Typology of Crowdwork Platforms. Employment and Society, 2019, vol. 33, iss. 1, pp. 21–38. URL: Link
LaToza TD, van der Hoek A. Crowdsourcing in Software Engineering: Models, Opportunities, and Challenges. IEEE Software, 2016, vol. 33, iss. 1, pp. 74–80. URL: Link
Razeghian M., Weber T.A. The Advent of the Sharing Culture and Its Effect on Product Pricing. Electronic Commerce Research and Applications, 2019, vol. 33. URL: Link
Liu Z., Feng J., Wang J. Effects of the Sharing Economy on Sequential Innovation Products. Complexity, 2019, pp. 1–18. URL: Link