Яшина Н.И.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация yashina@iee.unn.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8458-4480
Малышев С.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация malyshevsa@iee.unn.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Чеснокова Л.А.ассистент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация chesnokova@iee.unn.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 8956-4044
Предмет. Взаимосвязь уровня финансовой устойчивости территорий РФ и порядка формирования доходной части бюджетов РФ. Цели. Предложить алгоритм по распределению регулирующих налогов. Обосновать, что он способствует повышению бюджетной устойчивости территорий. Методология. Используются формулы оценки бюджетной устойчивости на основе официальных данных, предложена методика, включающая систему показателей мобильности, равномерности, масштабности, стабильности, эффективности налоговой базы, ее взаимосвязи с благосостоянием населения. Результаты. Определены нормативы отчислений в федеральный и консолидированные бюджеты НДФЛ, налога на прибыль, НДС и акцизов. Сформирована уточненная доходная база субъектов РФ. Выбранные показатели бюджетной устойчивости при применении новых нормативов продемонстрировали положительную динамику. Выводы. Предложенная методика перераспределения налогов повышает уровень собственных доходов региона, снижает зависимость от межбюджетных трансфертов, повышает уровень покрытия расходных обязательств и финансовую устойчивость территориальных бюджетов.
Ключевые слова: устойчивость бюджетов, собственные доходы, регулирующие налоги, дифференцирование налогов
Список литературы:
Гладковская Е.Н., Цало И.М., Тетеркина Л.Б. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения // Вопросы управления. 2017. № 6. С. 119—131. URL: Link
Хольнова Е.Г. Российская практика государственного регулирования устойчивости банка // Мир экономики и права. 2013. № 10. С. 47—61. URL: Link
Stoian A., Brașoveanu L.O., Brașoveanu I.V., Dumitrescu B. A Framework to Assess Fiscal Vulnerability: Empirical Evidence for European Union Countries. Sustainability, 2018 vol. 10, no. 7, p. 2482. URL: Link
Bolívar M.P.R., Galera A.N., Muñoz L.A., López Subires M.D. Analyzing Forces to the Financial Contribution of Local Governments to Sustainable Development. Sustainability, 2016, vol. 8, no. 9, p. 925. URL: Link
Тиньгаев А.М., Барашков О.А. Актуальные подходы к анализу бюджетной устойчивости региона // Экономика и эффективность организации производства. 2011. № 14. С. 61—67. URL: Link
Yushkova O.O., Kirina L.S., Malis N.I. et al. Tax Revenues and Balanced Budgets. European Research Studies Journal, 2018, vol. 21, no. 1, pp. 675–686. URL: Link
Musaeva K.M., Suleimanov M.M., Isaeva S.M., Pinskaya M.R. Improvement of the Efficiency of the Instruments of Tax Regulation in the Context of the Development of Fiscal Federalism and Strengthening of the Taxable Capacity of the Subject of the Russian Federation. Ecology, Environment and Conservation, Suppl. Issue August 2015, vol. 21, pp. 71–80. URL: Link
Алтуфьева Т.Ю. Финансовая устойчивость территориальных систем: методика оценки и результаты апробации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 4. С. 44—50. URL: Link
Сорокина Т.В. Оценка финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований // Baikal Research Journal. 2010. № 5. С. 83—87. URL: Link
Татаркин А.И., Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Финансовая устойчивость территорий: постановка проблемы // Финансы и бизнес. 2008. № 2. С. 35—42. URL: Link
Кононов А.С. Финансовая устойчивость субъекта Российской Федерации как условие развития социальной сферы //Аудит и финансовый анализ. 2013. № 2. С. 434—437.
Shah A. The Reform of Intergovernmental Fiscal Relations in Developing and Emerging Market Economies. Washington, D.C., The World Bank, 1994, 90 p. URL: Link
Галухин А.В. Отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой устойчивости доходной базы территориальных бюджетов // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2016. № 1. С. 3—9.
Букина И. Налоговая система и налоговый федерализм в Германии // Федерализм. 2015. № 2. С. 181—196.
Чеснокова Л.А., Малышев С.А., Яшина Н.И. Дифференциация поступлений НДС между бюджетами федерального и регионального уровней // Налоги и налогообложение. 2016. № 6. С. 439—446. URL: Link
Yashina N., Ginzburg M., Chesnokova L. Fiscal Federalism and Redistributive Politics for Income Taxes: Case of Russia's Regions. Proceedings of the 13th International Scientific Conference “European Financial System 2016”. Masaryk University, Faculty of Economics and Administration, Department of Finance and Institute for Financial Market, 2016, pp. 862–871.
Yashina N.I., Ginzburg M.Yu., Chesnokova L.A. Fiscal Federalism and Personal Income Tax Redistribution: Case of Russia's Regions. Proceedings of the 21th Scientific Conference “Current Trends in Public Sector Research” 2017. Brno, Masaryk University, 2017, pp. 223–230.
Минченко М.М. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения территориального развития в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3. С. 70—83. URL: Link
Айвазов А.А., Ишина М.С. Методические подходы к оценке бюджетно-налогового потенциала региона // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 4. С. 10—12. URL: Link
Коротина Н.Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. Т. 7. Вып. 20. С. 36—47. URL: Link