Анисимова А.А.научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ), Москва, Российская Федерация Aanisimova@nifi.ru https://orcid.org/0000-0001-6421-8349 SPIN-код: 7429-5381
Предмет. Актуальность исследования обусловлена развивающимся в глобальной и национальных экономиках процессом цифровизации, стремительно меняющем способы взаимодействия в обществе, в том числе и в налоговой сфере. Новые цифровые технологии внедряются в целях повышения качества налоговых услуг. Цели. Определение понятия качества применительно к налоговому администрированию и выявлению способов его оценки в условиях цифровизации. Методология. Применен анализ и синтез мирового опыта в сфере налогового администрирования в условиях цифровизации экономики. Результаты. Дано определение понятию качества налогового администрирования, а также представлены способы и причины его оценки со стороны налоговых органов, международных организаций и отдельных исследователей. Выводы. Способы оценки налогового администрирования налоговыми органами: проведение мониторинга обращений налогоплательщиков за услугами; анализ причин обращений налогоплательщиков; анализ значимости налоговых сервисов; выявление издержек доставки услуг по разным каналам; анализ уровня обслуживания и ожиданий налогоплательщиков; выявление уровня осведомленности налогоплательщиков об услугах налоговой службы и о предпочтительных методах и каналах взаимодействия. Международные организации и отдельные исследователи осуществляют анализ качества налогового администрирования посредством странового сопоставления в целях выработки рекомендаций по улучшению процесса налогового администрирования.
Швандар К.В., Анисимова А.А. Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 1. C. 91—98. URL: Link
Garvin D.A. What Does "Product Quality" Really Mean? MIT Sloan Management Review, 1984, vol. 26, no. 1, pp. 25–43. URL: Link
Reeves C.A., Bednar D.A. Defining Quality: Alternatives and Implications. The Academy of Management Review, 1994, vol. 19, no. 3, pp. 419–445.
Seawright K.W., Young S.T. A Quality Definition Continuum. Interfaces, INFORMS, 1996, vol. 26, no. 3, pp. 107–113. URL: Link
Russell G.R., Miles M.P. The Definition and Perception of Quality in ISO-9000 Firms. Review of Business, 1998, vol. 19, no. 3, pp. 13–16. URL: Link
Sebastianelli R., Tamimi N. How Product Quality Dimensions Relate to Defining Quality. The International Journal of Quality & Reliability Management, 2002, vol. 19, no. 4, pp. 442–453. URL: Link
Ojasalo J. Quality for the Individual and for the Company in the Business-to-Business Market. The International Journal of Quality & Reliability Management, 2006, vol. 23, no. 2, pp. 162–178. URL: Link
Feigenbaum A.V. Quality Control: Principles, Practice and Administration: An Industrial Management Tool for Improving Product Quality and Design and for Reducing Operating Costs and Losses. New York, McGraw Hill, 1951, 443 p.
Shewhart W.A. Economic Control of Quality of Manufactured Product. Martino Fine Books, 2015, 516 p.
Crosby P.B. Quality Is Free: The Art of Making Quality Certain. New York, McGraw-Hill, 1979, 309 p.
Juran J.M., Gryna F.M., Bingham R.S. Quality Control Handbook. New York, McGraw-Hill, 1974, 1600 p.
Hoyle D. Quality Management Essentials. Butterworth-Heinemann, 2007, 216 p.
Ефремова Т.А. Научные подходы к сущности, качеству и результативности налогового администрирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. Т. 6. № 46. С. 44—52. URL: Link
Leffler K.B. Ambiguous Changes in Product Quality. The American Economic Review, 1982, vol. 72, no. 5, pp. 956–967. URL: Link
Taguchi G. Introduction to Quality Engineering: Designing Quality into Products and Processes. Quality Resources, 1986, 191 p.
Ryall J., Kruithof J. The Quality Systems Handbook. Sydney, Australia, Consensus Books, 2001, 332 p.
Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Научно-исследовательский институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 81—90. URL: Link
Цифровые технологии налогового администрирования: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 263 с.
Хочуев В.А. Налоговое администрирование: теория и российская практика. М.: Фонд «Экономика», 2010. 171 с.
Григорьева К.С., Гринкевич А.М. Оценка эффективности налоговой системы Российской Федерации. Томск: Томский государственный университет, 2019. 319 с.
Lipniewicz R. Tax Administration and Risk Management in the Digital Age. Information Systems in Management, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 26−37. URL: Link