+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Потенциал, ограничения и направления исследований внутрирегиональной (местной) бюджетной децентрализации в федеральной политике регионального развития

Купить электронную версию статьи

т. 26, вып. 1, январь 2020

Получена: 29.11.2019

Получена в доработанном виде: 13.12.2019

Одобрена: 27.12.2019

Доступна онлайн: 30.01.2020

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Коды JEL: E22, E62, H77

Страницы: 196–212

https://doi.org/10.24891/fc.26.1.196

Тимушев Е.Н. младший научный сотрудник, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), Сыктывкар, Российская Федерация 
evgeny_timushev@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-5220-3841
SPIN-код: 2445-0220

Предмет. Внутрирегиональная (местная) бюджетная децентрализация в федеральной политике регионального развития.
Цели. Определить роль и перспективные направления исследований внутрирегиональной (местной) бюджетной децентрализации в федеральной политике регионального развития в контексте необходимости развития региональной экономики и сокращения межрегиональной дифференциации по показателям социально-экономического развития.
Методология. Использован обзор нормативно-правовой базы и академической литературы, системный и сравнительный анализ, методы индукции и дедукции.
Результаты. Указан ограниченный потенциал бюджетной децентрализации. Показана неоднозначная роль межбюджетных трансфертов. Отмечено, что медленный рост региональных расходов в структуре общих государственных расходов сочетается с низким уровнем расходной бюджетной децентрализации в регионах и муниципалитетах. Выделены перспективные направления исследований межбюджетных отношений, проистекающие из обстоятельств, сдерживающих реализацию эффективной модели бюджетной децентрализации — высокой межрегиональной дифференциации по показателям социально-экономического развития и ресурсной зависимости экономики. К данным направлениям отнесены анализ структуры и способов распределения межбюджетных трансфертов в контексте их функций, а также источников финансирования расходов бюджетов субъектов и муниципалитетов в контексте фискальных стимулов.
Выводы. Сохранение малого объема расходных и доходных полномочий бюджетов субъектов и муниципалитетов означает нереализуемый потенциал бюджетной децентрализации. Его реализация требует раскрытия условий эффективности межбюджетных трансфертов и понимания роли внешних для сферы общественных финансов факторов. Высокая межрегиональная дифференциация социально-экономического развития и ресурсная зависимость экономики занижают потенциал бюджетной децентрализации и формируют специфические условия для политики межбюджетных отношений. Исследование данных условий является перспективным.

Ключевые слова: местная бюджетная децентрализация, межрегиональная дифференциация, ресурсная зависимость, региональное развитие

Список литературы:

  1. Моисеев А.К. Макрофинансовая политика экономического роста: монография. М.: Научный Консультант, 2017. 214 с.
  2. Панфилов В.С. Денежно-финансовый аспект прогнозирования экономической динамики // Проблемы прогнозирования. 2011. № 1. С. 5—16. URL: Link
  3. Панфилов В.С., Говтвань О.Дж., Моисеев А.К. Финансы и кредит в стратегии экономического развития РФ и структурно-инвестиционной политике // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6. С. 3—16. URL: Link
  4. Моисеев А.К. Оценка спроса на финансовые ресурсы для восстановления экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 98—102. URL: Link
  5. Musgrave R. The Theory of Public Finance. A Study in Public Economy. NY, McGraw-Hill, 1959, 628 p.
  6. Inman R.P. The Economics of Fiscal Federalism and Local Finance. National Tax Journal, 1999, vol. 52, no. 4, pp. 843–853.
  7. Якобсон Л. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? // Вопросы экономики. 2006. № 8. С. 31—45. URL: Link
  8. Gwartney J., Lawson R., Holcombe R. The Size and Functions of Government and Economic Growth. Washington, Joint Economic Committee, 1998. URL: Link
  9. Fölster S., Henrekson M. Growth and the Public Sector: A Critique of the Critics. European Journal of Political Economy, 1999, vol. 15, iss. 2, pp. 337–358. URL: Link00010-5
  10. Oates W.E. On the Theory and Practice of Fiscal Decentralization. IFIR Working Paper, 2006, no. 2006-05. URL: Link
  11. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: Опыт. Проблемы. Перспективы. М.: Дело, 2002. 606 с.
  12. Ahmad E., Craig J. Intergovernmental Transfers. In: Ter-Minassian T. (ed.). Fiscal Federalism in Theory and Practice. Washington DC, International Monetary Fund, 1997, pp. 73–107.
  13. Славгородская М., Летунова Т., Хрусталев А. Анализ финансовых аспектов реализации реформы местного самоуправления. М.: Институт экономики переходного периода, 2008. 289 с.
  14. Adam A., Delis M.D., Kammas P. Fiscal Decentralization and Public Sector Efficiency: Evidence from OECD Countries. Economics of Governance, 2014, vol. 15, iss. 1, pp. 17–49. URL: Link
  15. Aslim E.G., Neyapti B. Optimal Fiscal Decentralization: Redistribution and Welfare Implications. Economic Modelling, 2017, vol. 61(C), pp. 224–234. URL: Link
  16. Шапот Д., Малахов В. Влияние внешних цен на оценку перспектив развития экономики России // Вопросы экономики. 2012. № 4. С. 84—96. URL: Link
  17. Фролов И.Э., Македонский С.Н., Широв А.А. Сценарное моделирование устойчивости российской бюджетной системы к внешнеэкономическим шокам в 2013—2015 гг. // Проблемы прогнозирования. 2013. № 4. С. 38—54. URL: Link
  18. Коломак Е.А. Неравномерное пространственное развитие в России: объяснения новой экономической географии // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 132—150. URL: Link
  19. Сумская Т.В. Проблемы бюджетной обеспеченности мегаполиса Новосибирск // Регион: экономика и социология. 2016. № 3. С. 219—237. URL: Link
  20. Пчелинцев О.С., Минченко М.М. Региональная инфраструктура как условие экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 1—16. URL: Link
  21. Kyriacou A.P., Muinelo-Gallo L., Roca-Sagalés O. Regional Inequalities, Fiscal Decentralization and Government Quality. Regional Studies, 2017, vol. 51, iss. 6, pp. 945–957. URL: Link
  22. Schwarz P. Federalism and Horizontal Equity Across Switzerland and Germany: A New Rationale for a Decentralized Fiscal Structure. Constitutional Political Economy, 2017, vol. 28, iss. 2, pp. 97–116. URL: Link
  23. Brennan G., Buchanan J.M. The Power to Tax: Analytical Foundations of a Fiscal Constitution. Liberty Fund, Inc., 2000, 278 p.
  24. Liberati P., Sacchi A. Tax Decentralization and Local Government Size. Public Choice, 2013, vol. 157, iss. 1-2, pp. 183–205. URL: Link
  25. Salmon P. Decentralisation as an Incentive Scheme. Oxford Review of Economic Policy, 1987, vol. 3, iss. 2, pp. 24–43. URL: Link
  26. Somin I. Democracy and Political Ignorance: Why Smaller Government Is Smarter. Stanford University Press, 2013, 280 p.
  27. Ligthart J.E., Van Oudheusden P. In Government We Trust: The Role of Fiscal Decentralization. European Journal of Political Economy, 2015, vol. 37, pp. 116–128. URL: Link
  28. Presbitero A.F., Sacchi A., Zazzaro A. Property Tax and Fiscal Discipline in OECD Countries. Economics Letters, 2014, vol. 124, iss. 3, pp. 428–433. URL: Link
  29. Eichenberger R., Stadelmann D. How Federalism Protects Future Generations from Today's Public Debts. Review of Law and Economics, 2010, vol. 6, iss. 3, pp. 395–420. URL: Link
  30. Oates W. On the Welfare Gains from Fiscal Decentralization. Economia delle scelte pubbliche, 1997, vol. 2, iss. 3, pp. 83–92.
  31. Shah A. Fiscal Decentralization and Macroeconomic Management. International Tax and Public Finance, 2006, vol. 13, pp. 437–462. URL: Link
  32. Cremer J., Estache A., Seabright P. The Decentralization of Public Services: Lessons from the Theory of the Firm. World Bank Research Working Paper, 2006, vol. WPS 1345. URL: Link
  33. Prud'homme R. The Dangers of Decentralization. The World Bank Research Observer, 1995, vol. 10, no. 2, pp. 201–220. URL: Link
  34. Pule B., Leibus I. Possibilities for Reallocation of Corporate Income Tax to Local Government Budgets. In: Economic Science for Rural Development: Finance and Taxes: New Dimensions in the Development of Society. Jelgava, 2014, no. 33, pp. 24–33.
  35. Tanzi V. Fiscal Federalism and Decentralization: A Review of Some Efficiency and Macroeconomic Aspects. Annual World Bank Conference on Development Economics, 1995. World Bank, Washington, DC, pp. 295-316.
  36. Eichler S., Hofmann M. Sovereign Default Risk and Decentralization: Evidence for Emerging Markets. European Journal of Political Economy, 2013, vol. 32, pp. 113–134. URL: Link
  37. Bahl R. Opportunities and Risks of Fiscal Decentralization: A Developing Country Perspective. In: Ingram G.K., Hong Y.-H. (Eds). Fiscal Decentralization and Land Policies. Lincoln Institute of Land Policy, 2008, pp. 19–37. URL: Link
  38. Cassette A., Paty S. Fiscal Decentralization and the Size of Government: A European Country Empirical Analysis. Public Choice, 2010, vol. 143, iss. 1-2, pp. 173–189. URL: Link
  39. Hines J.R. Jr. State Fiscal Policies and Transitory Income Fluctuations. Brookings Papers on Economic Activity, 2010, pp. 313–350. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала