+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Взаимодействие системы высшего образования с рынком труда. Исследование состояния рынка труда в регионах Приволжского федерального округа

Купить электронную версию статьи

т. 26, вып. 2, февраль 2020

Получена: 23.05.2017

Получена в доработанном виде: 12.09.2017

Одобрена: 17.10.2017

Доступна онлайн: 28.02.2020

Рубрика: СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА

Коды JEL: I23, I25, J21, J23, J24

Страницы: 456–480

https://doi.org/10.24891/fc.26.2.456

Галеева Р.Б. кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и инноватики, Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, член Гильдии маркетологов, научный руководитель республиканского центра маркетинга, Казань, Российская Федерация 
rbgaleeva@gmail.com

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 8530-5466

Предмет. Компетентностный подход, реализуемый в российской системе высшего образования, ориентирует на построение учебного процесса исходя из планируемого результата образования: в учебную программу должны закладываться отчетливые параметры того, что студент должен знать и уметь «на выходе». В связи с этим возникает объективная потребность в приведении в соответствие с будущей деятельностью специалистов содержания их подготовки, формировании модели системы высшего образования, которая учитывает сегодняшние и перспективные требования рынка труда.
Цели. Исследование рынка труда в четырех регионах Приволжского округа Российской Федерации — в Республиках Татарстан, Марий Эл, Чувашия и в Ульяновской области, а также проблем и перспектив взаимодействия вузов с предприятиями и организациями данных регионов.
Методология. В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа и глубинного экспертного опроса.
Результаты. Проанализировано состояние региональных рынков труда, проведен экспертный опрос представителей рынка труда и руководителей системы образования регионов, приведены возможные направления гармонизации взаимодействия вузов с рынком труда.
Выводы. Во всех исследуемых регионах наибольшая часть занятых приходится на обрабатывающие производства, на втором месте — оптовая и розничная торговля. Растет численность занятых с высшим образованием, в то же время имеет место нехватка, с одной стороны, высококвалифицированных кадров по определенным профессиям, с другой — работников неквалифицированного труда. Необходимо отметить, что вузы не готовят необходимых регионам специалистов по ряду профессий или предоставляют набор компетенций, отличных от требований рынка труда, поэтому необходимо формировать и развивать эффективные направления взаимодействия учебных заведений и работодателей.

Ключевые слова: рынок труда, требования работодателей, взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда

Список литературы:

  1. Творогова С.В. От гадания на кофейной гуще к определению перспектив: как выявить потребности в квалифицированных кадрах // Форсайт. 2007. № 2. С. 14—21. URL: Link
  2. Мелихов В.Ю., Соседов Г.А. Современные тенденции на рынке труда сквозь призму развития уровней профессионального образования // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 9. С. 99—104. URL: Link
  3. Некрасова Л.В. Диспропорциональность регионального рынка труда и пути ее преодоления // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1. С. 29—31. URL: Link
  4. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения или ложные сигналы работодателей? М.: ГУ ВШЭ, 2004. 36 с. URL: Link
  5. Княгинин В., Трунова Н. Компетентностный подход и постиндустриальный рынок труда // Платное образование. 2006. № 10. C. 20—25.
  6. Голышев И.Г. Модель функционирования региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования // Человек и образование. 2011. № 2. С. 31—35. URL: Link
  7. Иванова Т.Н. Потребности работодателей в рабочей силе (на примере г. Тольятти) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11. Вып. 3. С. 46—49. URL: Link
  8. Носырева И.Г., Данильчук Т.И. Оценка потребностей работодателей Иркутской области в персонале: количественные и качественные аспекты (по материалам социологического исследования) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 4. С. 92—95. URL: Link
  9. Филенко Ю.А. Проблемы региона в системе «Экономика — рынок труда — рынок образовательных услуг» и пути их решения // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2009. № 2. С. 85—89. URL: Link
  10. Чижова Л. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы // Человек и труд. 2004. № 8. С. 37—40.
  11. Попов А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // Человек и труд. 2004. № 6. С. 30—35.
  12. Паркачева В. Бизнес и вузы: стратегии партнерства // Платное образование. 2006. № 1-2. С. 20—25.
  13. Дымарская О. Страшно далеки мы от рынка. Анализ экспертных мнений работодателей по основным проблемам профессионального образования // Платное образование. 2005. № 1-2. С. 18—24.
  14. Сигова С.В., Серебряков А.Г., Лукша П.О. Формирование перечня востребованных компетенций: первый опыт в России // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1. URL: Link
  15. Звонников В.И., Райченко А.В. Что нужно работодателю? // Высшее образование сегодня. 2008. № 7. С. 4—7.
  16. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста в условиях рынка труда // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 72—74.
  17. Цой В.И. Модель управленческого образования рыночного типа // Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 12—13.
  18. Thune T., Støren L.A. Study and Labour Market Effects of Graduate Students' Interaction with Work Organisations During Education: A Cohort Study. Education + Training, 2015, vol. 57, iss. 7, pp. 702–722. URL: Link
  19. Галеева Р.Б. Научно-методические основы компетентностного подхода в маркетинговом образовании // Компетенции и компетентностный подход в современном образовании: монография. Saint-Louis, MO, US, Publishing House Science & Innovation Center, 2013. С. 31—106.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала