Предмет. Подходы к управлению бюджетом, поскольку усилился акцент на обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности, комплексное управление бюджетным циклом, прозрачности и доступности бюджетной информации. Нормы основных бюджетных принципов. Цели. Исследование современной практики применения основных бюджетных принципов и исключений из этих принципов в управлении государственным бюджетом в странах ОЭСР. Методология. Применены общенаучные методы анализа и синтеза, метод сравнительного анализа. Результаты. Показана роль базовых бюджетных принципов в современной бюджетной практике стран ОЭСР. Рассмотрена тенденция к расширению применения законодательно оформленных исключений из бюджетных принципов для решения конкретных бюджетных и социально-экономических задач. Проанализирована аналогичная бюджетная практика в Российской Федерации. Выводы. В течение последнего десятилетия в странах ОЭСР наблюдается тенденция к унификации основных бюджетных принципов, на основе которых строятся национальные системы управления бюджетом. Наряду с этим повысилась значимость закрепленных в законодательстве исключений из этих принципов. Наиболее часто нормы-исключения применяются в отношении бюджетных принципов ежегодности, универсальности и единства бюджета. В России подобная практика тоже существует, но в отличие от стран ОЭСР такие исключения не всегда закреплены законодательно, что приводит к снижению эффективности планирования и управления бюджетными средствами.
Ключевые слова: управление бюджетом, нормы-исключения, принцип ежегодности, принцип универсальности, принцип единства бюджета
Список литературы:
Anderson B., Minneman E. The abuse and misuse of the term “Austerity”: Implications for OECD countries. OECD Journal on Budgeting, 2014, vol. 14, iss. 1, pp. 109–122. URL: Link
Hawkesworth I., Klepsvik K. Budgeting levers, strategic agility and the use of performance budgeting in 2011/12. OECD Journal on Budgeting, 2013, vol. 13, iss. 1, pp. 105–140. URL: Link
Marcel M. Budgeting for fiscal space and government performance beyond the Great recession. OECD Journal on Budgeting, 2013, vol. 13, iss. 2, pp. 9–47. URL: Link
Fiscal consolidation: targets, plans and measures. OECD Journal on Budgeting, 2011, vol. 11, iss. 2, pp. 15–67. URL: Link
Schick A. Post-crisis fiscal rules: Stabilising public finance while responding to economic aftershocks. OECD Journal on Budgeting, 2010, vol. 10, iss. 2, pp. 1–18. URL: Link
Steger G. Redirecting public finance towards a sustainable path. OECD Journal on Budgeting, 2012, vol. 12, iss. 2, pp. 61–67. URL: Link
Thompson F. It's spending that matters: From robust control theory to practical heuristics. OECD Journal on Budgeting, 2014, vol. 14, iss. 3, pp. 1–14. URL: Link
De Vries J. Is new public management really dead? OECD Journal on Budgeting, 2010, vol. 10, iss. 1, pp. 1–5. URL: Link
Pattaro A.F. Budgeting Principles. In: Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy and Governance, 2018, pp. 453–461. URL: Link
The Legal Framework for Budget Systems. An International Comparison. OECD Journal on Budgeting, 2004, vol. 4, iss. 3. URL: Link