Семенычев Е.В.доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса Севастопольского филиала ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова», Севастополь, Российская Федерация semen05@inbox.ru https://orcid.org/0000-0002-9604-4344 SPIN-код: 1644-1781
Демидов В.В.аспирант, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка», Самара, Российская Федерация vadidemidov@yandex.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 2794-9495
Предмет. Структура банковского рынка Российской Федерации, динамика ее изменения и определение отклонения от Парето-оптимального состояния. Цели. Оценка эффективности управления, разработка и развитие экономико-математических методов и приемов их использования в системах поддержки принятия решений в государственном регулировании банковского рынка России. Методология. Основным индикатором количественной оценки рыночной силы субъекта банковского рынка принята величина его валюты баланса как показателя, характеризующего предпринимательскую активность и успешность деятельности. Используется традиционная парадигма структурных методов оценивания. Результаты. Проведен динамический АВС-анализ структуры банковского рынка Российской Федерации с 2007 по 2019 г., выделены группы А, В и С и проведен анализ их количественного состава. Выводы. Существующая в последние 13 лет структура банковского рынка РФ далека от теоретически эффективной по принципу Парето, а динамика ее изменения неблагоприятна и повышает степень концентрации на рынке. Для устойчивости банковского рынка требуется увеличение числа банков группы А, а для повышения его эффективности — снижение числа банков группы С, что требует активного вмешательства органов регулирования банковской отрасли путем формирования и введения соответствующих квалификационных требований к субъектам рынка.
Ключевые слова: структура банковского рынка, АВС-анализ, оптимальность по Парето, государственное регулирование
Список литературы:
Porter M.E. (ed.) Competition in Global Industries. Boston, Harvard Business School Press, 1986, 581 p.
Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996. 349 с.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: монография. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 206 с.
Hirschman A.O. The Paternity of an Index. The American Economic Review, 1964, vol. 54, no. 5, p. 761.
Лернер А.П. Понятие монополии и измерение монопольной власти // Вехи экономической мысли: хрестоматия. Т. 5. Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа; М.: ГУ-ВШЭ, ТЕИС, 2003. С. 536—566.
Panzar J.C., Rosse J.N. Testing for “Monopoly” Equilibrium. The Journal of Industrial Economics, 1987, vol. 35, no. 4, pp. 443–456.
Светуньков С.Г. Теория многоуровневой конкуренции. М.: URSS; Ленанд, 2019. 302 с.
Хмелева К.Э. Построение аналитических моделей для оценки уровня конкуренции на банковском рынке // Вестник Самарского муниципального института управления. 2018. № 4. С. 7—14.
Шведова И.Е., Кузнецова Т.Е. Книга директора по маркетингу производственного предприятия. СПб.: Питер, 2009. 432с.
Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач: монография. М.: Физматлит, 2007. 255 с.
Афанасьев В.Н., Семенычев Е.В. Критерии качества моделей экономической динамики // Вестник Самарского муниципального института управления. 2014. № 2. С. 7—17.
Coase R.H. The Problem of Social Cost. Journal of Law and Economics, 1960, vol. 3, рр. 1–44. URL: Link
Голубков Е.П. АВС и XYZ-анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 12—23.