Предмет. Потенциал единого денежного пула и координации финансовых активов и обязательств расширенного сектора государственного управления, включающего государственные корпорации и предприятия с существенным государственным участием в капитале. Цели. Обоснование необходимости консолидации и координации финансовых активов и обязательств расширенного сектора государственного управления для сокращения чистых процентных расходов и квазисуверенного долга. Методология. Применен сравнительный анализ и синтез. Результаты. Сопоставлены полномочия казначейств Великобритании, США и России по их взаимодействию с государственными предприятиями в части составления консолидированной финансовой отчетности, краткосрочных активов, кратко- и долгосрочных обязательств как объекта казначейского управления. Обоснованы дополнительные полномочия Федерального казначейства РФ по консолидации и координации краткосрочных финансовых активов и обязательств предприятий с государственным участием в капитале с использованием существующих механизмов корпоративного управления. Это сократит процентные расходы на 14 млрд долл. США в год по платежному балансу РФ и квазисуверенный долг на 180 млрд долл. США по чистой иностранной инвестиционной позиции РФ, а также на похожие величины по внутренним финансово-инвестиционным операциям. Выводы. Значимое сокращение процентных расходов и квазисуверенного долга повысит устойчивость расширенного сектора государственного управления к потенциальным шокам и высвободит финансовые ресурсы на развитие экономики.
Вассель Т.А., Иванова Н.Г. Казначейство России в авангарде реформы // Вестник Финансового университета. 2015. № 4. С. 83—93. URL: Link
Малых Е.М. Роль Федерального Казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами // Финансовая экономика. 2019. № 4. С. 1140—1144.
Бриль Д.В. Новации в развитии Федерального казначейства // Финансовый журнал. 2012. № 2. С. 25—30. URL: Link
Богославцева Л.В. Проблемы управления ликвидностью единого казначейского счета на современном этапе // Финансовые исследования. 2014. № 4. С. 98—107. URL: Link
Горлова О.С. Совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 5. С. 21—31. URL: Link
Романова Т.Ф., Богославцева Л.В., Терентьева В.В. Направления дальнейшего развития казначейских технологий в современных условиях // Финансовые исследования. 2018. № 2. С. 27—35. URL: Link
Звонова Е.А. Особенности управления внешним долгом Российской Федерации в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 4. С. 695—709. URL: Link
Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. 2015. № 1. C. 6—11.
Ханова Л.М., Морозов С.А. Пути оптимизации государственных внешних облигационных займов Российской Федерации // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 973—986. URL: Link
Тюрина Ю.Г. Риски в управлении государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами в Российской Федерации: классификация и обоснование // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 11. С. 112—124.
Понкратов В.В. Повышение качества бюджетного планирования в России // Финансовая жизнь. 2017. № 4. С. 91—94.
Сангинова Л.Д. Эффективная долговая политика субъектов Российской Федерации: теория и практика // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 1. С. 96—105. URL: Link
Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2. С. 91—96.
Lienert I. Modernizing Cash Management. Technical Notes and Manuals, 2009, vol. 9, 23 p. URL: Link
Fiscal Transparency Handbook. Fiscal Affairs Dept., IMF, 2018, 182 p. URL: Link