Предмет. Система местного самоуправления в городских округах Российской Федерации, ее особенности и проблемы развития. Цели. Определение целесообразности создания внутригородских муниципальных образований в городских округах с точки зрения их возможной бюджетной и управленческой самодостаточности. Методология. Использовались общенаучные методы: сравнение, анализ, синтез, аналогия и системный подход. Результаты. Проанализированы финансово-организационные условия деятельности городских округов и внутригородских районов в РФ до и после реформирования местного самоуправления. Выявлено, что внутригородские районы утратили свою финансовую и управленческую самостоятельность. Их деятельность не способствует улучшению работы всей системы местного самоуправления. Предложено выстроить систему делегирования полномочий не сверху-вниз, когда городской округ является основой местного самоуправления, а снизу-вверх, то есть дать возможность внутримуниципальным образованиям самостоятельно определять полномочия, распоряжаться средствами. Таким образом, эффективность местного самоуправления повысится, население сможет участвовать в решении вопросов территории своего проживания, отстаивать свои инициативы в органах муниципальной власти. Выводы. Результаты полезны для разработки направлений развития местного самоуправления в России.
Ключевые слова: муниципальное образование, городской округ, внутригородские районы, бюджет, местное самоуправление
Список литературы:
Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 3. С. 6. URL: Link
Тутуков А.Ю., Геляхова Л.А. Некоторые вопросы межбюджетных отношений на муниципальном уровне // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 150—152. URL: Link
Сумская Т.В. Местное самоуправление: эволюция бюджетной политики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2016. 212 с.
Рыков А.Н. О смыслах существования местного самоуправления // Государство и право. 2017. № 9. С. 58—64.
Swanstrom T. Reflections on Place Matters: Poverty, Politics, and Power in the Modern Metropolis. Urban Affairs Review, 2017, vol. 53, iss. 1, pp. 175–188. URL: Link
Jimenez B.S. Externalities in the Fragmented Metropolis: Local Institutional Choices and the Efficiency-Equity Trade-Off. The American Review of Public Administration, 2016, vol. 46, iss. 3, pp. 314–336. URL: Link
Li Y., Wu F., Hay I. City-Region Integration Policies and Their Incongruous Outcomes: The Case of Shantou-Chaozhou-Jieyang City-Region in East Guangdong Province, China. Habitat International, 2015, vol. 46, pp. 214–222. URL: Link
Sakurai S.N., Accoroni Theodoro M.I. On the Relationship Between Political Alignment and Government Transfers: Triple Differences Evidence from a Developing Country. Empirical Economics, 2020, vol. 58, pp. 1107–1141. URL: Link
Johansson E. Intergovernmental Grants as a Tactical Instrument: Empirical Evidence from Swedish Municipalities. Journal of Public Economics, 2003, vol. 87, iss. 5-6, pp. 883–915. URL: Link00148-7
Зулькарнай И.У. Бюджетные стимулы местных органов власти (на примере Республики Башкортостан): монография. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 118 с.
Зулькарнаев И.У. Варианты моделей внутрирегионального управления // Регионология. 2003. № 1-2. С. 86—93.