Предмет. Психологические особенности людей, влияющие на финансовое поведение. Цели. Апробация социологического и психологического методического аппарата для формирования модели финансового и потребительского поведения людей. Методология. Основным методом является социологический опрос, содержание анкет и методика которого создана авторами на основе адаптации методики стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и методики Банка России для условий Свердловской области. Научная реляция сегментирования респондентов для формирования типологии финансового поведения людей проведена на основе методики психографических типов VALS (Values and Lifestyles). Результаты. Предложена типологическая модель сегментации финансового и потребительского поведения респондентов. Выделены и обобщены психологические факторы, влияющие на финансовое и потребительское поведение людей. Апробировано применение социологического и психологического исследовательского аппарата для анализа финансового и потребительского поведения людей.
Lopus J.S., Amidjono D.S., Grimes P.W. Improving Financial Literacy of the Poor and Vulnerable in Indonesia: An Empirical Analysis. International Review of Economics Education, 2019, vol. 32. URL: Link
Reade J.J., Williams L.V. Polls to Probabilities: Comparing Prediction Markets and Opinion Polls. International Journal of Forecasting, 2019, vol. 35, iss. 1, pp. 336–350. URL: Link
Vergès P. L'Evocation de l'argent: Une méthode pour la définition du noyaucentral d'une representation. Bulletin de psychologie, 1992, tome XLV, no. 405, pp. 203–209.
Jing Zou, Xiaojun Deng. Financial Literacy, Housing Value and Household Financial Market Participation: Evidence from Urban China. China Economic Review, 2019, vol. 55, pp. 52–66. URL: Link
Лобанова А.С., Санинский С.А., Аверьянова Л.Л. Теория и практика применения модели психографического сегментирования VALS в маркетинге // Концепт. 2016. Т. 11. С. 3306—3310. URL: Link
Cardaci A. Inequality, Household Debt and Financial Instability: An Agent-Based Perspective. Journal of Economic Behavior & Organization, 2018, vol. 149, pp. 434–458. URL: Link
Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven, Yale University Press, 1960, 115 p.
Тейлор Ш., Пипло Л., Сирос Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2004. 766 с.
Drews S., Antal M., van den Bergh J.C.J.M. Challenges in Assessing Public Opinion on Economic Growth Versus Environment: Considering European and US Data. Ecological Economics, 2018, vol. 146, pp. 265–272. URL: Link
Zanna M.P., Rempel J.K. Attitudes: A New Look at an Old Concept. The Social Psychology of Knowledge. Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988, pp. 315–334.
Brounen D., Koedijk K.G., Pownall R.A.J. Household Financial Planning and Savings Behavior. Journal of International Money and Finance, 2016, vol. 69, pp. 95–107. URL: Link
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: Прайм Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004. 558 с.
French D., Vigne S. The Causes and Consequences of Household Financial Strain: A Systematic Review. International Review of Financial Analysis, 2019, vol. 62, pp. 150–156. URL: Link
Halilovic S., Zaimovic A., Arnaut Berilo A., Zaimovic T. Financial Literacy Assessment in Bosnia and Herzegovina. Procedia Computer Science, 2019, vol. 158, pp. 836–843. URL: Link
Duesenberry J.S. Income Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press, 1949, 142 p.