Предмет. Изменения финансового и потребительского поведения людей, преодолевающих кризисную ситуацию, обусловленную пандемией новой конавирусной инфекции COVID-19. Цели. Определение тенденций изменения финансового и потребительского поведения людей в условиях коронавирусной инфекции COVID-19. Методология. Использован индуктивный метод анализа результатов проведенных социологических опросов ФСГС РФ и аналитическим центром НАФИ, методика которого адаптирована авторами из методик Центрального Банка и стран — участниц ОЭСР. Результаты. Подтверждена гипотеза о влиянии потребительского и финансового поведения населения на результаты социально-экономического развития. Выявлено влияние государственного регулирования экономики на потребительский спрос. Проведен анализ массива официальных статистических данных и результатов социологических опросов, разработан опросник. Получено подтверждение рабочих гипотез о снижении располагаемых доходов населения в условиях вынужденной изоляции, о сформированности у населения устойчивых навыков потребительского и финансового поведения в условиях пандемии. Выводы. Есть связь между потребительским и финансовым поведением населения и результатами социально-экономического развития государства.
Ключевые слова: COVID-19, финансовое поведение, потребительское поведение, интервальные доходные группы, социально-экономическое развитие
Список литературы:
Воронин Г.Л., Евграфова К.О., Козырева П.М. и др. Динамика социально-экономического поведения российских домохозяйств (1994—2016 гг.) // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). 2018. № 8. С. 8—99.
Алашеев С.Ю. Недостоверность ответов респондентов в вопросах о доходах // Социологический журнал. 2015. Т. 21. № 3. С. 29—44.
Razumovskaya E., Razumovskiy D. Regional Differences in Income and Involvement in the Use of DFS as Factors of Influence on the Population Financial Literacy. Proceedings of the International Conference on Economics, Management and Technologies 2020 (ICEMT 2020). Atlantis Press, pp. 64–70. URL: Link
Рогозин Д.М., Мануильская К.М., Климов И.А. Тестирование вопросов о доходе // Социальная реальность. 2006. № 11. С. 103—115.
Brounen D., Koedijk K.G., Pownall R.A.J. Household financial planning and savings behavior. Journal of International Money and Finance, 2016, vol. 69, pр. 95–107. URL: Link
Razumovskiy D.Yu. Trigger effect of the level of financial literacy optimization of financial resources of households // Экономика и менеджмент систем управления. 2020. № 3. С. 44–51.
Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики. М.: Бомбора, 2017. 384 с.
Разумовская Е.А., Разумовский Д.Ю. Подходы к оценке оптимальности структуры финансовых ресурсов домохозяйств и финансовой грамотности населения // Финансы. 2020. № 1. С. 57—64.
Лукьянова А.Л. Мобильность по заработной плате: до глобального кризиса и после // Мобильность и стабильность на российском рынке труда. М.: НИУ ВШЭ, 2107. С. 292—334.
Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. 352 с.