Предмет. Теоретические основы концепции управления компанией на основе ее стоимости (VBM), ставшей общепризнанным стандартом корпоративного управления. Цели. Выявление ключевых ошибок в трактовках VBM и выработка решений в развитие данной концепции. Методология. Использованы методы логического и сравнительного анализа, имитационного моделирования, междисциплинарный подход. Результаты. В качестве критерия оценки эффективности управления компанией следует рассматривать инвестиционную, а не рыночную стоимость бизнеса. Подходы к оценке инвестиционной стоимости компании проработаны недостаточно, особенно в вопросах учета рисков и определения требуемой ставки доходности на капитал. Принятие решений в рамках VBM следует рассматривать как многокритериальную задачу, включающую как минимум три дополнительных критерия — минимизация времени и бюджета расходов на исполнение управленческого решения и удовлетворение интересов наиболее влиятельных стейкхолдеров. Управление компанией должно быть нацелено на поддержание долгосрочного тренда роста стоимости, а не на ее максимизацию. Область применения. Предложенные рекомендации открывают новые направления развития теоретических и методических основ концепции стоимостно-ориентированного управления, могут быть использованы большинством компаний при разработке стратегии. Выводы. Теоретические и методические основы концепции стоимостно-ориентированного управления компанией требуют уточнения и развития. Перспективным направлением дальнейших исследований является разработка методик количественной оценки инвестиционной стоимости компании и относительной важности критериев принятия решений, а также ранжирования значимости интересов различных групп стейкхолдеров.
Осипов Ю.М. Философия хозяйства. М.: Юристъ, 2001. 624 с.
Маркс К. Капитал: Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. М.: Политиздат, 1987.
Милль Дж.Ст. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. М.: Эксмо, 2007. 1037 с.
Де Кондильяк Э.-Б. Торговля и государство, рассмотренные в их взаимоотношениях // О выгодах свободной торговли. СПб.: Морская типография, 1817. 320 с. URL: Link
Герасина О.Н. Ценность и ее методологические аспекты. М.: Дашков и Ко, 2004. 141 с.
Соснина Т.Н. Стоимость: историко-методологическое исследование. Самара: СНЦ РАН, 2005. 396 с.
Фадейкина Н.В., Максимова В.Л., Петрущенков Ю.М., Цыганков К.Ю. Слияния и поглощения компаний как инструмент стратегического управления стоимостью бизнеса. Новосибирск: САФБД, 2011. 286 с.
Мартин Дж.Д., Петти Дж.В. VBM — управление, основанное на стоимости. Корпоративный ответ революции акционеров. Киев: Баланс Бизнес Букс, 2006. 272 с.
Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. С. 113—132. URL: Link
Arnold G. Tracing the Development of Value-Based Management. In: Arnold G., Davies M. (eds) Value-Based Management: Context and Application. Chichester, 2000, pp. 7–36.
Svendsen A., Boutilier R., Abbott R., Wheeler D. Measuring the Business Value of Stakeholder Relationships. Part 1. Toronto, Center of Innovation in Management, 2001.
Стиглиц Дж. Quis custodiet ipsos custodies? Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 108—146. URL: Link
Berman S., Wicks A., Kotha S., Jones T. Does Stakeholder Orientation Matter? The Relationship between Management Models and Firm Financial Performance. Academy of Management Journal, 1999, vol. 42, no. 5, pp. 488–506. URL: Link
Collins J., Porras J. Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies. Harper Business, 1994, 368 p.
Roman R., Hayibor S., Agle B. The Relationship between Social and Financial Performance. Business and Society, 1999, vol. 38, iss. 1, pp. 109–125. URL: Link
Waddock S.A., Graves S.B. The Corporate Social Performance: Financial Performance Link. Strategic Management Journal, 1997, vol. 18, no. 4, pp. 303–319. URL: Link
Новиков А.В. Стоимостный подход к оценке эффективности бизнеса // Сибирская финансовая школа. 2011. № 6. С. 82—88. URL: Link
Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспект. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. 316 с.
Рожковский А.Л. Концепция управления стоимостью компании. Теория, методология и практика в свете современных тенденций организационного дизайна: монография М.: ИНФРА-М, 2018. 277 с.
Mitchell R.K., Agle B.R., Wood D.J. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts. Academy of Management Review, 1997, vol. 22, no. 4, pp. 853–886. URL: Link
Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М.: Физматлит, 2004. 176 с.
Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 565 с.
Эшуорт Г. Менеджмент, основанный на ценности: как обеспечить ценность для акционеров. М.: ИНФРА-М, 2006. 188 с.
Волков Д.Л. Модели оценки фундаментальной стоимости собственного капитала компании: проблема совместимости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2004. № 3. С. 3—36. URL: Link
Райкин Э.С. Управление предприятием на основе стоимостного подхода. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2005. 183 с.
Самбурский А.М. Модель эффективного управления стоимостью промышленного предприятия. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2006. 50 с.
Волков А., Куликов М., Марченко А. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности. М.: Вершина, 2007. 304 с.
Кудина М.В. Стратегия управления компанией: стоимостный подход. М.: МАКС Пресс, 2010. 193 с.
Харин А.Г. Методологические основы формирования расширенной концепции управления стоимостью компании. Калининград: БИЭФ, 2012. 158 с.
Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании: стратегическая ответственность советов директоров. М.: ИНФРА-М, 2009. 429 с.