Требование о возмещении ущерба, причиненного публично-правовому образованию, предъявляемое в рамках осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: теория и практика
Скляров Г.Н.соискатель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП), Москва, Российская Федерация german7878german@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Предусмотренные законодательством правовые механизмы реализации результатов контрольных мероприятий органов финансового контроля в случае выявления ущерба, причиненного публично-правовому образованию. Правовая природа представлений и предписаний органов финансового контроля, основания их вынесения, а также практические аспекты их реализации. Цели. Выявление проблем при возмещении ущерба, причиненного публично-правовому образованию, на этапе реализации результатов контрольного мероприятия, а также поиск путей их решения. Методология. Использовались общенаучные методы: анализ, синтез, индукция и дедукция, а также формально-логический и сравнительно-правовой методы. Результаты. Обнаружено, что в практике органов финансового контроля встречаются разные подходы к определению ущерба, причиненного публично-правовому образованию. Одни и те же финансовые нарушения реализуются разными органами финансового контроля посредством разных правовых механизмов (представление и предписание). Отсутствие единой терминологии, методологии является проблемой, оказывающей влияние на эффективность деятельности контрольных органов. Выводы. Решение указанных проблем позволит унифицировать деятельность органов государственного (муниципального) финансового контроля, что повысит эффективность контроля. Необходима классификация финансовых нарушений не только с точки зрения их квалификации, но и с точки зрения их экономических последствий, а также возможности их устранения. Кроме того, необходимо раскрытие понятия «ущерб» в нормативных правовых актах Министерства финансов РФ, либо в Бюджетном кодексе РФ с одновременным закреплением методических рекомендаций по расчету суммы ущерба.
Ключевые слова: ущерб, публично-правовое образование, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, доходы бюджетов, бюджетная система
Список литературы:
Бычков С.С. Совершенствование законодательства в сфере ВГ(М)ФК // Бюджет. 2018. № 3. С. 42—45.
Киселева А.В., Третьякова О.В. Подходы к определению пороговых значений существенности ущерба, нанесенного бюджету публично-правового образования // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2018. № 19. С. 69—72.
Кремнева Е.В. Актуальные проблемы обеспечения прокурором возмещения ущерба, причиненного публично-правовым образованиям // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 6. С. 69—75. URL: Link
Абсолямов Р.Г. Практика возмещения ущерба по предписаниям // Финконтроль. 2018. № 1. С. 22—28. URL: Link
Кузбагаров А.Н., Малышева Н.А. «Компенсация ущерба»: целесообразная необходимость или ошибка законодателя? // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2020. № 3. С. 84—91. URL: Link
Шичанин М.А. К вопросу об итоговых документах мероприятий по финансовому контролю // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 12. С. 39—44.
Шевцов А.А. К вопросу о представлениях и предписаниях органов внешнего государственного финансового контроля // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 15. С. 580—588. URL: Link
Хабибуллина В.Р. Предписание и представление: направляем и контролируем // Финконтроль. 2019. № 1. С. 66—67. URL: Link
Львова И.Г., Бурнышева Л.В. Ущерб публично-правовому образованию как категория финансового права // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 1. С. 110—115. URL: Link
Воронцов О.Г. Ущерб публично-территориальному образованию: проблемы теоретического понимания и квалификации // Финансовое право. 2018. № 6. С. 36—42. URL: Link