Предмет. Теоретические основы существующей структуры государственного бюджетного управления в России. Цели. Обосновать необходимость реформирования структуры государственного бюджетного управления в РФ в целях повышения восприимчивости и адаптивности к новым целям и задачам, а также к новым методам государственного финансового управления. Методология. Использовались универсальные методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, а также методы индукции и моделирования. Результаты. При помощи инструментов бюджетирования обосновано, что строительство структуры государственного бюджетного управления в Российской Федерации после второго этапа бюджетной реформы было остановлено, что привело к формированию суммативной системы управления использования финансовых ресурсов государства, фактически исключающей влияние главных распорядителей средств бюджетов на осуществление финансовой деятельности нижестоящими распорядителями и получателями средств бюджетов. Такая структура не позволяет ни оценить, ни проконтролировать эффективность использования бюджетных средств подведомственными организациями, ни создать действенную систему управления бюджетными рисками, прежде всего рисками отклоняющегося поведения наемных государственных служащих. Выводы. В рамках текущего этапа бюджетной реформы необходимо продолжить формирование действенной и эффективной структуры государственного бюджетного управления. В противном случае под угрозой срыва находится и реализация масштабных национальных проектов, и течение самой бюджетной реформы.
Маркс К. Капитал. СПб.: Лениздат, Книжная лаборатория, 2019. 512 с.
Лукин А.Г. Государственный бюджетный контроль в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: монография. М.: Научное обозрение, 2014. 184 с.
Keynes J.M. The General Theory of Employment, Interest, and Money. United Kingdom, Palgrave Macmillan, 1936, 472 p.
Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009. 716 с.
Fayol H. Industrial and General Administration: Translated from the French for the International Management Institute. J.A. Coubrough (Translator). London, Sir Isaac Pitman & Sons, 1930, 82 p.
Lee R.D. Jr., Johnson R.W., Joyce P.G. Public Budgeting Systems. Canada, Jones & Bartlett Publishers, 2009, 667 p.
Barrett P. New Development: Risk Management – How to Regain Trust and Confidence in Government. Public Money & Management, 2014, vol. 34, iss. 6, pp. 459–464. URL: Link
Gilbreth F.B. Primer of Scientific Management. New York, D. Van Nostrand Company, 1912, 108 p.
Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 48—64. URL: Link
Мирошников С.Н., Чаркина Е.С. Реформирование государственных финансов: зарубежный опыт и российские проблемы // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 4. С. 515—532. URL: Link
Васецкая Н.О. Программно-целевое управление как инструмент финансовой реализации федеральных целевых программ // Экономика науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 160—169. URL: Link
Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 65. С. 188—209. URL: Link
Валиева Е.Н., Давыдов М.Д., Лукин А.Г. Развитие финансового механизма администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: монография. М.: НЕСТО, 2014. 144 с.
Панов М.М. Постановка системы бюджетного управления или три координаты бизнеса: БДР, БДДС, ББЛ. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.
Кондратова И.Г. Бюджетирование как инструмент финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. 2007. Т. 6. Вып. 4. С. 50—56. URL: Link
Lukin A.G. Risk Management Technologies within the System of State Financial Control. TEM Journal: Technology, Education, Management, Informatics, 2019, vol. 8, iss. 2, pp. 444–453. URL: Link