Куликова М.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), Тамбов, Российская Федерация kulikova805@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 6418-4270
Шустова В.Н.аспирант кафедры экономики, Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), Тамбов, Российская Федерация veramedic@bk.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Финансовая поддержка российской экономики и граждан государством в период пандемии коронавируса с помощью онлайн-сервисов. Цели. Оценить величину и значение финансовой поддержки государством бизнеса и граждан в период распространения COVID-19 и установить ее влияние на снижение темпов роста ВВП и доходов россиян. Методология. Применялись методы: системного анализа, экономико-статистический, абстрактно-логистический, экспертных оценок, анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных с опорой на принципы взаимосвязанности, последовательности и соразмерности. Результаты. Предлагаются меры финансовой поддержки экономики и граждан в период пандемии, чтобы не допустить разрыва производственных цепочек из-за неплатежей и поддержать потребительский спрос. Правительство должно направить на поддержку экономики и граждан не менее 10% ВВП, что будет составлять 10 трлн руб. Только при такой поддержке есть возможность по итогам 2021 г. достигнуть уровня 2019 г. Выводы. В России необходимо увеличить расходы на прямые выплаты из госбюджета и гражданам, и малому бизнесу. Такие меры снизят нагрузку на бизнес и вызовут потребительский спрос. К существенному росту кредитования реального сектора экономики приведет снижение средневзвешенной процентной ставки по кредитам до 5—6% годовых, или же государство должно предоставить гарантии банкам, обеспечить финансирование нацпроектов в 2021 г. и долгосрочный госзаказ для предприятий реального сектора экономики. В этом России помогут онлайн-сервисы, которые в нашей стране мощные, эффективные и конкурентные на мировом рынке.
Ключевые слова: COVID-19, цифровизация, финансовая поддержка, ограничительные меры, ВВП
Список литературы:
Древинг С.Р., Фролова В.Б. Развитие цифровых навыков специалистов финансового сектора // Финансовая жизнь. 2019. № 4. С. 58—61.
Любимов А.Д., Куликов Н.И. Роль инновационных технологий в совершенствовании рынка банковских продуктов и услуг // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11. С. 1020—1023.
Гришина Е.Е., Логинов Д.М., Полякова А.Г., Бурдяк А.Я. Доходы, кредиты и социальные настроения (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 12. С. 57—72. URL: Link
Икаева Л.Э. Проблемы бедности и дифференциации доходов населения России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 2. С. 174—177.
Ряховская А.Н. Социально-экономические предпосылки финансовой несостоятельности граждан // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 1. С. 89—95. URL: Link
Ермакова Е.П., Фролова Е.Е. Правовое регулирование цифрового банкинга в России и зарубежных странах (Европейский союз, США, КНР) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 46. С. 606—625. URL: Link
Аганбегян А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и потреблению в России // ЭКО. 2017. № 9. С. 66—84. URL: Link
Пискун Е.И., Хохлов В.В. Рост уровня бедности как дестабилизирующий фактор экономического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 10. С. 20—33. URL: Link
Глазьев С.Ю. Экономика будущего. Есть ли у России шанс? М.: Книжный мир, 2016. 640 с.
Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: монография. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 82 с.
Shaikh A.A., Karjaluoto H. (Eds). Marketing and Mobile Financial Services: A Global Perspective on Digital Banking Consumer Behavior. Routledge Studies in Marketing, 2019, 314 p.
Mujinga M., Eloff M.M., Kroeze J.H. System Usability Scale Evaluation of Online Banking Services: A South African Study. South African Journal of Science, 2018, vol. 114, no. 3/4. URL: Link