Астапов К.Л.доктор экономических наук, профессор кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация Ast_K@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4766-4421 SPIN-код: 1018-4878
Хворостяная А.С.кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация Khvorostyanayaas@gmail.com https://orcid.org/0000-0003-4421-3705 SPIN-код: 2275-4660
Предмет. Роль бренда в корпоративных и финансовых стратегиях. Цели. Определение роли бренда при разработке стратегий трансформационных преобразований, включая сделки слияний и поглощений, влияние бренда на финансовые показатели компаний. Методология. Использованы методы экономического анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, а также известные концепции стратегического маркетинга и брендинга. Результаты. На кейсах обоснована гипотеза, согласно которой при разработке стратегий трансформационных сделок брендинг играет наиболее значимую роль для отраслей потребительского сектора, легкой промышленности и индустрии моды, в то время как процессы трансформации в высокотехнологических отраслях, банковском секторе не всегда сопровождаются ребрендингом. Дополнительно предложен метод оценки целесообразности сохранения бренда при слияниях и поглощениях. Область применения. Результаты могут быть использованы компаниями при комплексной оценке бизнес-трансформации, в том числе при определении новых подходов к роли бренда для повышения финансовой эффективности сделок слияний и поглощений в разных отраслях. Выводы. Внимание ребрендингу при слияниях и поглощениях позволит увеличивать капитализацию преобразованной компании.
Ключевые слова: стратегия, ребрендинг, слияние и поглощение, розничная торговля
Список литературы:
Porter M.E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy. Harvard Business Review, 2008, no. 1.
Kotler P. From Sales Obsession to Marketing Effectiveness. Harvard Business Review, 1977, no. 55, pp. 67–75.
Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard — Measures That Drive Performance. Harvard Business Review, 1992, no. 2, pp. 71–79.
Квинт В.Л. Теория и практика стратегирования: монография. Ташкент: Тасвир, 2018. 160 с.
Астапов К.Л. Роль трансформационных преобразований в стратегии развития крупных компаний // Финансы. 2019. № 11. С. 42—49.
Kapferer J.-N. The New Strategic Brand Management: Creating and Sustaining Brand Equity Long Term. 4th ed. London and Philadelphia, Kogan Page, 2008, 576 p.
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 714 с.
Fernandes N. Finance for Executives. A Practical Guide for Managers. 2nd ed. NPV Publishing, 2017, 350 p.
Котлер Ф., Джайн Д.К., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 210 с.
Lindemann J. Brand Value in Mergers and Acquisitions. In: The Economy of Brands. London, Palgrave Macmillan, 2010. URL: Link
Moisescu O.I., Vu D.A. Brand Integration Practices in Mergers and Acquisitions. Management and Marketing, 2013, vol. 8, iss. 3, pp. 403–428.
Chung Y., Choi J., Kim A.J., Lee H. The Effects of Mergers and Acquisitions on brand Loyalty in Luxury Brands. Global Global Marketing Conference Proceedings, 2018. URL: Link
Yang D., Davis D., Robertson K. Integrated Branding with Mergers and Acquisitions. Journal of Brand Management, 2012, vol. 19, pp. 438–456. URL: Link
Аакер Д. Создание сильных брендов. 2-е изд. М.: ИД Гребенникова, 2008. 439 с.
Kristal S., Baumgarth C., Henseler J. Performative Corporate Brand Identity in Industrial Markets: The Case of German Prosthetics Manufacturer Ottobock. Journal of Business Research, 2020, vol. 114, pp. 240–253. URL: Link
Flikkema M., Castaldi C., Man A.-P., Seip M. Trademarks' Relatedness to Product and Service Innovation: A Branding Strategy Approach. ResearchPolicy, 2019, vol. 48, iss. 6, pp. 1340–1353. URL: Link
Melewar T., Gupta S., Czinkota M. Global Business Management for Sustainability and Competitiveness: The Role of Corporate Branding, Corporate Identity and Corporate Reputation. Journal of World Business, 2013, vol. 48, iss. 3, pp. 285–286. URL: Link
Mindrut S., Manolica A., Roman C. Building Brands Identity. Procedia Economics and Finance, 2015, vol. 20, pp. 393–403. URL: Link00088-X
Pantano E., Dennis C., Melewar T. Technology, Brand and People: Branding, Identity, Image and Reputation in the Emerging Technology-Mediated World. Journal of Business Research, 2020, vol. 119, pp. 410—411. URL: Link
Astapov K.L. Strategy of M&A Deals in Oil Industry (On Example of “Rosneft” and “Bashneft” Deal) // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 2. С. 137—148. URL: Link
Хворостяная А.С. Разработка, реализация и эффективность стратегии развития предприятия легкой промышленности (индустрии моды): монография. Ставрополь: Логос, 2019. 202 с.
Kvint V.L. Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications. New York, Routledge, 2015, 548 p. URL: Link
Parker G.G., Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform Revolution How Networked Markets Are Transforming the Economy – And How to Make Them Work for You. W.W. Norton & Company, 2016, 352 p.