Предмет. Проблемы сокращения трансакционных издержек с учетом оппортунистического поведения поставщиков. Цели. Раскрыть формы и составляющие оппортунизма, проанализировать возможные модели оппортунистического поведения поставщиков на практическом примере и сформулировать предложения, направленные на сокращение трансакционных издержек производственных предприятий. Методология. Применены общенаучные методы анализа, синтеза, дедукции, индукции. Использовались труды отечественных и зарубежных исследователей, а также данные производственных предприятий машиностроительной и металлургической отраслей, полученные в ходе профессиональной деятельности авторов. Результаты. Проанализированы формы и составляющие оппортунизма. Модели оппортунистического поведения поставщиков рассмотрены на примере трансакционных издержек, возникающих в деятельности производственного предприятия. Предложены варианты превентивных мероприятий по предотвращению оппортунизма, раскрыты основные стратегии ответа на оппортунистическое поведение поставщиков, которые направлены на сокращение трансакционных издержек. Выводы. Использование мероприятий по предотвращению оппортунизма повышает надежность и эффективность взаимоотношений с поставщиками, что позволяет снизить трансакционные издержки в закупочной деятельности. Такие мероприятия целесообразно проводить в случае, если затраты на их реализацию меньше, чем потери от оппортунизма.
Шутова П.А., Исавнин А.Г. Прогнозные модели оценки трансакционных издержек в логистике снабжения, имеющих случайный характер // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2012. № 4. С. 110—116.
Луценко С.И. Аргументы в пользу приоритета собственника в управлении компанией // Экономические стратегии. 2021. № 2. С. 120—127. URL: Link
Снетов С.С. Особенности внутренних трансакционных издержек организаций // Актуальные проблемы экономики и управления. 2020. № 4. С. 10—15.
Wathne K., Heide J. Opportunism in Interfirm Relationships: Forms, Outcomes, and Solutions. Journal of Marketing, 2000, vol. 64, no. 4, pp. 36–51. URL: Link
Porter M. Towards a Dynamic Theory of Strategy. Strategic Management Journal, 1991, vol. 12, iss. S2, pp. 95–117. URL: Link
Moorman C., Zaltman G., Deshpande R. Relationships Between Providers and Users of Market Research: The Dynamics of Trust Within and Between Organizations. Journal of Marketing Research, 1992, vol. 29, no. 3, pp. 314–328. URL: Link
Gaski J. The Theory of Power and Conflict in Channels of Distribution. Journal of Marketing, 1984, vol. 48, no. 3, pp. 9–29. URL: Link
Козлова Е.В. Оппортунистическое поведение в предпринимательской среде // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 11. С. 138—145.
Чеботаренко Е.С. Формы проявления оппортунизма в экономике: причины и меры противодействия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4. С. 385—388. URL: Link
Мельников В.В. Проблема оппортунизма в государственных закупках // Journal of Institution Studies (Журнал институциональных исследований). 2013. Т. 5. № 3. C. 114—124.
Ореховский П.А. Трансакционные издержки и их влияние на размер предприятия и структуру экономики // Экономика. Профессия. Бизнес. 2021. № 1. С. 63—74. URL: Link