Попов Е.В.доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Центра социально-экономических исследований, Уральский институт управления РАНХиГС, Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5513-5020 SPIN-код: 9980-7417
Федореев С.А.кандидат технических наук, руководитель представительства Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства в Горнозаводском управленческом округе, Нижний Тагил, Российская Федерация saf@sofp.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: отсутствует
Предмет. Краудлендинговые платформы как альтернативный способ инвестирования ресурсов Цели. Выявление возможностей и ограничений развития краудлендинговых платформ. Методология. Применена модель «структура — поведение — результат», а также общенаучные методы. Результаты. Выявлены возможности и ограничения заинтересованных лиц, участвующих в развитии краудлендинга, в том числе инвесторов, заемщиков, операторов цифровых платформ, государства и банков. Показано, что как спрос, так и предложение для развития краудлендинга сформированы. Основные ограничения развития связаны преимущественно с институциональными факторами. Обеспечение прозрачности деятельности краудлендинговых платформ позволит снизить риски, повысить уровень доверия собственников и пользователей ресурсов к данному инструменту. Развитие законодательства в данном вопросе будет способствовать снижению недобросовестного поведения экономических агентов. Выводы. Полученные результаты исследования могут быть использованы федеральными и региональным органами исполнительной власти при реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ, а также органами законодательной власти при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей развитие и распространение инструментов коллективного инвестирования в России.
Ключевые слова: коллективные инвестиции, краудлендинговая платформа, экономический агент, возможности и ограничения
Список литературы:
Felson M., Spaeth J.L. Community Structure and Collaborative Consumption: a routine activity approach. American Behavioral Scientist, 1978, vol. 21, iss. 4, pp. 614–624. URL: Link
Lessig L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy. New York, Penguin Books, 2009, 352 p.
Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. New York, Harper Collins Publishers, 2010, 304 p.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.
Сойфер Т.В. Благотворительные организации: проблемы гражданско-правового статуса в условиях развития отношений по коллективному использованию товаров и услуг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 2. С. 64—74. URL: Link
Богданова Е.Е. Правовое регулирование отношений по коллективному использованию товаров и услуг (Sharing Economy) в условиях развития цифровых технологий: тенденции развития законодательства и судебной практики // Право и цифровая экономика. 2020. № 2. С. 38—40.
Белоконев С.Ю., Дудин М.Н., Хоконов А.А. Влияние совместного потребления и сетевых информационных технологий на социальные процессы // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 445—462. URL: Link
Малышкин Е.В., Гафарова Ю.Ю., Погребняк А.А. Неизбывность распределенных вещей: соседство и богатство // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 3. С. 89—102. URL: Link
Maier E. Supply and demand on crowdlending platforms: Connecting small and medium-sized enterprise borrowers and consumer investors. Journal of Retailing and Consumer Services, 2016, vol. 33, pp. 143–153. URL: Link
Septiani H.L.D., Sumarwan U., Yuliati L.N., Kirbrandoko K. Understanding the Factors Driving Farmers to Adopt Peer-to-Peer Lending Sharing Economy. International Review of Management and Marketing, 2020, vol. 10, no. 6, pp. 13–21. URL: Link
Алексеев С.А. Краудинвестинг в малом бизнесе в строительстве // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-3. С. 650—652.
Slimane F.B., Rousseau A. Crowdlending campaigns for renewable energy: Success factors. Journal of Cleaner Production, 2020, vol. 249, no. 119330. URL: Link
Bavoso V. The promise and perils of alternative market-based finance: The case of P2P lending in the UK. Journal of Banking Regulation, 2020, vol. 21, pp. 395–409. URL: Link
Пашковская И.В. Краудлендинговые операции: основные модели и перспективы развития // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10. № 3. C. 31. URL: Link
Popov E.V., Veretennikova A.Yu., Safronova A.A. Mathematical Support for Financing Social Innovations. Mathematics 2020, vol. 8, iss. 12. URL: Link
Mason E.S. Economic Concentration and the Monopoly Problem. Cambridge, Harvard University Press, 1957. 427 p.
Bain J.S. Pricing, Distribution and Employment: Economics of an Enterprise System. New York, Henry Holt, 1958, 732 p.
Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Sanchís-Pedregosa C., Berenguer E., Albort-Morant G., Sanz J. Guaranteed Crowdlending Loans: A Tool for Entrepreneurial Finance Ecosystem Sustainability. The Amfiteatru Economic Journal, 2020, vol. 22, no. 55, pp. 775–791.
Moreno-Moreno A., Sanchis-Pedregosa C., Berenguer E. Success Factors in Peer-to-Business (P2B) Crowdlending: A Predictive Approach. IEEE Access, 2019, vol. 7, pp. 148586–148593. URL: Link
Сальникова К.В., Пермяков Р.В. Аналитический обзор состояния рынка краудфандинга и краудлендинга в России // Вестник Евразийской науки. 2021. Т. 13. № 2. С. 20. URL: Link