Предмет. Влияние на бизнес традиционных банков проведения банковских операций интернет-банками и небанковскими организациями с помощью новых цифровых технологий. Цели. Выявление клиентских и операционных сегментов деятельности традиционных кредитных учреждений, на которые нацелены указанные организации, и определение уровня угрозы бизнесу традиционных банков. Методология. Использованы логический и системный подходы, общенаучные методы анализа и синтеза эмпирических данных, сравнительного анализа. Результаты. Подавляющее большинство интернет-банков работает в узких клиентских и операционных нишах, финтех- и крупные технологические компании используют некоторые банковские операции как инструмент продвижения продаж продуктов своего профильного бизнеса. Область применения. Результаты могут быть использованы участниками финансового рынка, органами государственной власти, а также научно-исследовательскими и образовательными организациями. Выводы. Банковские операции, проводимые интернет-банками, финтех- и крупными технологическими компаниями не представляют критическую угрозу традиционным банкам, но заставляют традиционные банки активнее внедрять цифровизацию в свою деятельность для повышения ценовой и продуктовой конкурентоспособности по отношению к цифровым конкурентам. Одним из самых эффективных способов улучшения результатов работы традиционных банков является установление приоритета достижения клиентами целей в своем бизнесе с банковской поддержкой над продажей им банковских продуктов.
Balkan B. Impacts of Digitalization on Banks and Banking. In: Bozkuş Kahyaoğlu S. (ed.) The Impact of Artificial Intelligence on Governance, Economics and Finance. Vol. 1. Accounting, Finance, Sustainability, Governance & Fraud: Theory and Application. Singapore, Springer, 2021, pp. 33-50. URL: Link
Navaretti G.B., Calzolari G., Mansilla-Fernandez J.M., Pozzolo A.F. FinTech and Banking. Friends or Foes? European Economy: Banks, Regulation, and the Real Sector, 2018, pp. 9–30. URL: Link
Boot A.W.A. Chapter 25: Understanding the Future of Banking Scale and Scope Economies, and FinTech. In: The Future of Large, Internationally Active Banks. World Scientific Studies in International Economics, 2016, vol. 55, pp. 431–449. URL: Link
Brandl B., Hornuf L. Where Did FinTechs Come from and Where Do They Go? The Transformation of the Financial Industry in Germany After Digitalization. Frontiers in Artificial Intelligence, 2020, vol. 3. URL: Link
Omarini A. FinTech: A New Hedge for a Financial Re-intermediation. Strategy and Risk Perspectives. Frontiers in Artificial Intelligence, 2020, vol. 3. URL: Link
Paulet E., Mavoori H. Conventional Banks and FinTechs: How Digitization Has Transformed Both Models. Journal of Business Strategy, 2020, vol. 41, no. 6, pp. 19–29. URL: Link
Pennacchi G. Narrow Banking. Annual Review of Financial Economics, 2012, vol. 4, pp. 141–159. URL: Link
Philippon T. The FinTech Opportunity. NBER Working Paper, 2016, vol. 22476, 25 p. URL: Link
Vives X. The Impact of FinTech on Banking. European Economy: Banks, Regulation, and the Real Sector, 2017, vol. 3, iss. 2, pp. 97–105. URL: Link
Porter M.E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, The Free Press, Macmillan, 1985, 557 p.
Beck T., Cecchetti S., Grothe M. et al. Will Video Kill the Radio Star? – Digitalisation and the Future of Banking. European Systemic Risk Board, Reports of the Advisory Scientific Committee, 2022, no. 12, 64 p. URL: Link